Хроники ММКФ-40: «Гнев», «Стойкость», «Ню»

28 апреля 2018, 02:25

Рассказываем о третьем дне фестиваля и его конкурсных премьерах.

«Гнев»

Кадр из фильма «Гнев», реж. Сержиу Трефо, Португалия, Бразилия, Франция

Фильм снят по мотивам романа португальского писателя Мануэла да Фонсека, который основан на жизни реального человека, в одиночку сопротивляющегося армейским частям. Это история об одной бедной крестьянской семье, которая выживает, как может, во время тотальной безработицы на холодных и одиноких португальских просторах где-то в 1950 году.

Режиссер картины Сержиу Трефо известен по своим документальным работам («Лиссабонцы», «The city of the Dead»), но в последнее время он все больше и больше обращается к игровому кино. В «Гневе» Трефо берет за основу литературный источник известного португальского писателя, неореалиста Мануэла да Фонсека, однако снимает фильм совершенно не по канонам неореализма, а больше впадает в поэтическую полемику, думая только о форме, а не о содержании. У режиссера есть четкая структура и реальное видение финала благодаря кольцевой композиции. Однако, концовка становится неожиданной и оборванной для 100-минутного фильма, который по всем правилам хронометража вполне заслуживает сбалансированный ending.

Черно-белая притча об одном из самых человеческих и самых неконтролируемых чувств — гневе — теряет свой шарм из-за нехватки внимания к повествовательным элементам. Адаптация уходит на второй план, пока шумы и фильтры окрашивают в темные тона человеческие чувства главных героев и омрачают антураж. Их души уже давно не излучают света, но в некоторых проблесках они требуют заслуженной справедливости, однако где же ее получить, если мир давно монохромен?

«Стойкость»

Кадр из фильма «Стойкость», реж. Рашид Маликов, Узбекистан

Место действия происходит в узбекском поселке в 1989 году. Бывший капитан советской армии Сайдулла, воевавший в Афганистане, сейчас живет со своей собакой. Сын не хочет его видеть и даже не позволяет встречаться с внуком. Между работой в школе и бытовой жизнью его посещают мысли об утерянной связи с родственниками, а также видение в образе его армейского друга. Так он кочует от одного дня к другому, но однажды после медицинского обследования мужчина узнает, что болен раком. Бывший капитан понимает — пришло время закончить все незавершенные дела.

Рашид Маликов своими фильмами возвращает то самое советское влияние студии «Узбекфильм» на отечественный кинематограф, которая выпускала такие картины, как «Нежность» и «Влюбленные». По сути, он передает на экраны стилистику перестроечного кино с «дешевыми» цветовыми гаммами, как будто снятыми не на качественную пленку, а на ту, которая была свободна. Несмотря на очевидную телевизионные колористику и обрамление, картина обделена классическим повествованием. Нелинейность в фильме сглаживает жанровость, изобретая новые пути, где элементы отдельных течений не имеют границ. Заявленная как драма «Стойкость» выдает себя за социальную драму с элементами психологического триллера.

Реальность и ирреальность, между которыми живет главный герой, балансируют на одной «сцене», танцуя и, тем самым, выравнивая главную сюжетную линию. Сами персонажи,  с которыми встречается Сайдулла, похожи на образ его армейского друга – они такие же приходящие и внезапные,способные сформировать его связь с реальным миром.

«Стойкость» — минималистичное название для фильма о человеческой сущности, о позиции главного героя  и его видении мира. Даже простая работа учителя физкультуры ассоциируется с этим понятием, не говоря уже об его армейском прошлом. Но у Рашида Маликова даже это состояние способно дать слабину.

«Ню»

Кадр из фильма «Ню», реж. Ян Гэ, Россия

В центре сюжета молодая китайская девушка, которая ищет свое счастье  в Москве. Пока что ее только интересует, с кем бы переспать, но как бы она ни старалась, это сделать у нее не получается ни с кем, даже с лучшим другом. В чем же причина? В том, что она китаянка, или в том, что у нее разбито сердце?

Ян Гэ снимает свой полнометражный дебют по всем канонам современного искусства — с эпатажностью, постмодернизмом, разрушая все границы и правила. Слезы перед камерой, истерика крупным планом, обращение к зрителям, картонные диалоги, видеоарт, клипмейкерство, обилие песен, всевозможные фильтры — все это присутствует в «Ню». Из всего этого визуального «цирка» не остается от драматургии ничего, и выглядит так, как будто Ян Гэ сняла видеоальбом ради своей музыкальной карьеры.

Картина оказывается о разбитом сердце и последующей реабилитации после этого, когда девушка познает себя, ощущая время и пространство более глубоко.

Однако, это не новаторство, когда музыканты высказываются не только с помощью мелодий, нот и стихов, но еще и добавляют в контекст элементы визуального искусства. Beyonce со своим альбомом «Formation», Fischerspooner, которые используют видео ради главного комментария к их музыке, и остальные довольствуются всей гаммой искусств в таких случаях. Однако в кино синтетика другая и, наверное, Ян Гэ стоит обратить больше на нее внимания.

Текст: Ася Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ