Хроники 39 ММКФ: «2012: Цунами» Юн Чже Гюна и «Карп отмороженный» Владимира Котта

27 июня 2017, 21:15

Блокбастер «2012: Цунами» был представлен в рамках ретроспективы корейского режиссера Юн Чже Гюна, а отечественная трагикомедия «Карп отмороженный» Владимира Котта — в конкурсной программе.

 

«2012: Цунами»

Кадр из фильма «2012: Цунами»

Картина начинается эффектной сценой, задающей тон всему дальнейшему действию: на рыбацкое судно обрушивается сильнейшее цунами, в результате которого погибает один из членов команды. Гигантские волны, резкая смена планов, оглушительные крики, гипертрофированные эмоции. В этом фильме все будет чересчур, доведено до предела: сентиментальность, размах бедствия, человеческая глупость, комичность. Абсурдность происходящего иногда будет и вовсе походить на пародию голливудских картин Роланда Эммериха «Послезавтра» и «2012». Но, нет, это не пародия, а образец экзотического корейского жанра – мелодраматического блокбастера. «2012: Цунами», снятый в 2009 году, стал первым корейским фильмом-катастрофой и абсолютным хитом в национальном прокате.

Яркими мазками Юн Чже Гюн рисует образы героев и сюжетные линии. Ман-Сик – раздолбай с доброй душой. Он опекает взрослую дочку погибшего в начале фильма рыбака, Ен-Хи. Ман-Сик влюблен в Ен-Хи, но не решается открыть ей свои чувства. Ким – специалист по цунами. Он замечает необычно сильную сейсмологическую активность в океане, грозящую обрушить на берег Пусана новое сильнейшее цунами. Ким начинает бить тревогу, но никто не воспринимает его всерьез.  В добавок к этому ученый сталкивается со своей бывшей женой и дочкой, которую никогда до этого не видел. Студентка из богатой семьи знакомится со спасателем на пляже. Они сталкиваются с трудностями из-за разного социального статуса. Добавьте к этому еще десяток второстепенных персонажей, семейные тайны, служебные разборки и… мега-цунами!

Юн Чже Гюн смело смешивает жанры и темы. От такого изобилия и быстроты смены сюжетов может закружиться голова. Эксцентрическая комедия чередуется с мелодрамой, молодежный ромком – с семейной драмой. И все это может быть внутри одной сюжетной линии! Сквозь жанровую полифонию проглядывает даже острая социальная сатира. Хозяин рыбного ресторана спит и видит, как бы продать свой бизнес японцам, и не важно, что это приведет к увольнению сотрудников.  Мать-карьеристка обращает внимание на дочку только чтобы ее поругать. Начальство в лаборатории игнорирует бьющего тревогу ученого, пока не становится слишком поздно.

Не трудно догадаться, что цунами только обостряет все эти конфликты и доводит эмоциональность повествования до предела. А главное, оно ставит все по своим местам: сводит влюбленных, наказывает интриганов, прощает виноватых. Природное бедствие занимает половину экранного времени фильма и это время оно использует на все 100%. Размах разрушений и количество жертв не уступает голливудским блокбастерам. Это зрелище действительно стоит увидеть на большом экране!

 

«Карп отмороженный»

Кадр из фильма «Карп отмороженный»

Елена Михайловна (Марина Неелова), кроткая старушка и бывшая учительница литературы, выбирает гроб в похоронном бюро и тащит его с собой домой. Затем заходит в магазин и основательно закупается продуктами. Подружки-старушки помогают Елене Михайловне приготовить салаты для поминок. Кого поминают? Елену Михайловну. Прагматичная старушка, узнав на днях свой смертельный диагноз, решила не обременять хлопотами сына (Евгений Миронов), а подготовить все заранее самостоятельно.

Жизнь Елены Михайловны угасает, как и жизнь городка, в котором она живет. Кругом бывшие, но уже успевшие повзрослеть ученики, которые не смогли вырваться из города Зеро, да старики. Только редкие беседы со сварливой старухой Людмилой (Алиса Фрейндлих) скрашивают бывшей учительнице досуг. Подготовка к уходу из жизни становится вполне осознанным проектом для Елены Михайловны.

Подобный сюжет рисует сразу в голове фильм про безысходность и серую безнадегу, но не тут-то было. События начинают развиваться согласно логике классической трагикомедии, но никак не социально-бытовой драмы. Один из бывших учеников Елены Михайловне вручает ей огромного живучего карпа. Эта рыба сначала станет домашним питомцем старушки, а потом поможет ей задержать на пару часов сына, преуспевающего бизнес-тренера, который навещал мать последний раз пять лет назад. Да и узнав о болезни Елены Михайловны поспешил найти для нее дом престарелых, чтобы еще реже ее видеть. На такое бессердечное поведение у Олега есть свои причины, ведь его мама не всегда была божьим одуванчиком.

В фильме собралось целое актерское созвездие. В эпизодах снялись Сергей Пускепалис и Алексанрд Баширов. Евгений Миронов превратил циничного карьериста в несчастного потерянного человека. Блистательная Неелова сыграла в фильме одну из лучших своих ролей. Фрейндлих создала образ невероятно харизматичной старухи, у которой что ни фраза – готовый афоризм. Например, на отговорки набожной Елены Михайловны выпить перед смертью Люда отвечает, что апостолы не гаишники, мол, не станут проверять.

Владимир Котт снял удивительно светлую и щемяще-грустную картину на материале, из которого у любого другого режиссера получилась бы социальная чернуха. Способность говорить о смерти, упадке, жизни в вымирающих городках, бедности и старости без надрыва, метафизической тяжеловесности без фальшивого елея – редкая способность для современных отечественных авторов. Такого дружественного по отношению к зрителю фильма очень сильно не хватало. Хорошо, что он появился.

 

Текст: Валерия Свиридова

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ