Глаза боятся, а руки снимают: что мы увидели на фестивале кинопародий «Швединг»

9 августа 2016, 16:35

6 августа на территории «Винзавода» в Москве проходил первый в своем роде, а оттого многообещающий и долгожданный фестиваль кинопародий «Швединг». Правила создания роликов-шведингов предельно просты: камера, актеры, подручные материалы, отсутствие монтажа и спецэффектов, и больше никаких правил. Корреспондент «365» Юлия Цветкова побывала на «Швединге» и прониклась безграничной фантазией его участников.

В интернете я наткнулась на афишу с приглашением на фестиваль кинопародий «Швединг» 6 августа на территории «Винзавода». Описание события подвергло меня, если не в шок, то в крайнее замешательство. Конкурсанты были обязаны снимать пародии не длиннее нескольких минут, используя только подручные средства, и никакого монтажа. Но как? Как можно изобразить полет в межгалактическое пространство, используя картон, фломастеры и кусок жвачки? Да и зачем нужна такая самодеятельность? «Мстители», слепленные из пластилина, напоминают больше не оригинальный фильм, а какой-то дикий артхаус. В полнометражном кино часто бывают непрофессионалы, но они хотя бы это пытаются скрыть… Здесь же первоначально заявляется: «Мы держим камеру в руках в первый раз, о перспективе ничего не слышали — все, чего мы хотим, это замотаться в фольгу  и изображать Железного человека».

И вот я занимаю место в первом ряду. Пока проходят организационные моменты,  рассматриваю зрителей. Девушка с сережкой в носу, парень с дредами, влюбленная парочка, группа подружек с айфонами, а вон те с фотоаппаратом, наверное, тоже журналисты, как и я. Все примерно одной возрастной категории — от 18 до 25, хотя есть и взрослые тети и дяди.  Рядом со мной сидит мальчик лет пяти  вместе с папой. Уже началась первая часть «Швединга», а я продолжаю наблюдать за этим мальчиком, стараясь понять, как он оценивает творчество швединг-мейкеров. Первая волна смеха в зале прошла, когда выскочил Халк, измазанный в зеленке, вторая — во время битвы игрушечными пистолетами… А мальчик все сидел с серьезным лицом и, кажется, совсем не понимал, кто эти люди, залезшие в его любимый фильм, и почему они выглядят так нелепо.

Однако небольшой вводной части вдруг перед зрителями возникли профессионалы мира кино:

«А сейчас с вами проведут мастер-класс «Как снять свой первый фильм?» преподаватель, сценарист и режиссер Павел Бардин и его студент Илья Силаев!» — радостно объявил ведущий и скрылся из виду.

После вводного монолога о кино спикеры решили провести диалог со зрителем в форме вопрос-ответ, отправив один микрофон блуждать по залу. «Почему российский кинематограф не дотягивает до уровня США?», «Какие книги и пособия нужно прочитать, чтобы освоить режиссуру?», «Каким был ваш первый фильм?», и вот когда риторические вопросы уже были исчерпаны, с микрофоном в руках встала женщина.

« Мы тут с вами говорим о том, как снимать кино, но  разве швединг — это кино? Я вчера посмотрела все работы конкурсантов. Это непрофессионально. Чтобы снимать пародии, сначала нужно научится создавать обычное кино… Как вообще можно в наше время эти работы оценивать?» — с негодованием в голосе спросила она.

«Вы задали очень правильный вопрос. Я думаю, если бы его не было, то организаторам стоило его самим придумать. В России швединги снимают почти все и  в полнометражном, и короткометражном кино, но только делают это очень серьезно, потому и получается ерунда. Наши ребята изначально подходят к съемкам с юмором. Они воплощают крутые идеи в жизнь, находят неожиданные решения. Воспринимать их тоже нужно с юмором, не искать глубокого смысла, а просто от души повеселиться», — ответил режиссер Павел Бардин.

Самый первый швединг «Титаник» не был заявлен в  конкурсной программе. Его подготовили организаторы специально для фестиваля и привлекли к съемкам известных видеоблоггеров Леру Любарскую и Антона из Франции, а также российского двойника Леонардо Ди Каприо Романа Бурцева. Хотя видеоролик был снят качественно, режиссер не нарушил поставленной задачи: вместо корабля гиганта -игрушечный кораблик плывущий в ванне, вместо палубы-площадка на ВДНХ, айсберг сделанный из бумаги. Удивительно, но чтобы было смешно актерам не приходилось корчиться и кривляться, самодельный антураж самостоятельно справлялся с этой задачей.

После того, как публика уже «нагрелась», на экране появились конкурсанты и, надо сказать, именно через них можно было почувствовать настоящий дух «Швединга».

Впрочем, далеко не все представленные работы оказывались одинаково яркими и запоминающимися. Выигрышнее смотрелся тот, кто дальше всего заходил в своей фантазии. Как вообще в голову могло прийти создателям  швединга «Стражи галактики» вместо героя-енота на съемках использовать живого кота (называя его енотом)? А заменить одного из персонажей здоровенным говорящим бревном? Это было настолько гениально и просто, что в какой-то момент я поймала себя на мысли: «А я бы смогла также…»

Но дальше — еще интереснее. Помните фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера? Так вот, не успел появиться на экране швединг на эту ленту, как в зале сгустился воздух от интриги. После пластилина, фольги, картона и прочего, из чего сделаны швединги, я попросту терялась в догадках, из чего же ребята сделают машины, как обыграют пустыню и гонки? Вероятно, об этом гадал весь зал, однако предвкушение эпичного швединга себя полностью оправдало.

Так, фильм за фильмом, мир безумных костюмов и боев пластилиновыми фигурками увлекает зрителей все больше и больше. Актеры в шведингах — обычные ребята, и поэтому так легко представить себя на месте любимого персонажа, будь это девочка Мэй из мультфильма «Мой сосед Тоторо» или Купер из «Интерстеллара».

Шведо«Астрал» действительно напугал почти так же, как оригинал (парень с дредами аж побелел), а швединг «Я — легенда» вызывал грусть. Некоторые пародии показывали совсем новые эмоции по отношению к знакомому всем фильму. Так, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» получился мультипликационным, усилив атмосферу градации и сумасшествия. Желание снять самую крутую короткометражку толкало съемочную группу на рисковые, а иногда удивительные поступки. Команда «Людей Икс», как потом признался  капитан Герман Сафин, для большего эффекта использовала просроченные петарды, а девушки-создательницы швединга «Поезд на Гранд Будапешт» умудрились бесплатно арендовать целый поезд. Какими бы разными ни были все работы, их объединяли искренность и неподдельное наслаждение процессом создания.

Когда, наконец, началась церемония награждения, я успела уже попить кофе, прогуляться по «Винзаводу» и сфотографироваться с картонной кармой Титаника. Усевшись на свое место, я увидела  мальчика, которого заметила еще в начале фестиваля. Его нарядили в самодельный костюм супергероя, а папа фотографировал сына на фоне логотипа. Теперь паренек был счастлив, я тоже была счастлива, ведь я начала понимать, чем же так притягивают швединги. Во время показа работ у меня уже появилось мнение по поводу каждого из представленных шведенгов, и теперь было интересно узнать совпало ли мое мнение с мнением компетентного швединг-жюри.

Победителя в первой номинации «Лучшая мужская роль» объявила актриса Ирина Горбачева. Она не смогла приехать на фестиваль лично, зато отправила видеообращение. Участники фестиваля затихли, и через секунду раздалось имя капитана команды швединга «Стражи галактики». Так же они завоевали призы в еще двух номинациях — «Самый похожий швединг» и «Специальный приз от kinomail.ru» (признаюсь, именно эта команда была моим фаворитом).

Номинацию «Лучшая режиссура» выиграл швединг Ольги Гольдфарб и Дарьи Михайловой «Поезд на Гранд Будапешт».  За «Лучшую женскую роль» был награжден фильм «Мой сосед Тоторо» Ксении Пчелинцевой.  «Лучшие спецэффекты»  продемонстрировала команда швединга «Люди Икс. Апокалипсис» Германа Сафина. «Самым запоминающимся» шведингом оказался «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», вторая работа Ольги Гольдфарб и Дарьи Михайловой. Лучшим в номинации » От организаторов» был признан «Астрал» Андрея Левандовского. За звание победителя в номинации  «Приз зрительских симпатий» проголосовать можно было любому желающему в группе Вконтакте, и большинство отдали свой голос фильму «Интерстеллар» авторов Игната Орбелиани-Муравьева-Апостола и Кости Зорниченко.

Самое главное — объявление швединга-триумфатор вечера — организаторы вынесли на потом . И правильно сделали! Потому что дождаться этих слов, определенно, стоило — и гостям фестиваля, и номинантам.

«И лучшим фильмом фестиваля «Швединг» в Москве становится… *эффектная пауза* “Безумный Макс!”».

Аплодисменты. Счастливые ребята бегут к сцене, еще не до конца поверив в свой успех. Перед этим они уже взяли награду за «Самый смешной швединг» и «Лучший саундтрек» и, кажется, совсем не ожидали получить главный приз.

Вернувшись домой поздно вечером, я без сил свалилась на кровать, зашла в диалоги вконтакте  и написала младшей сестре:

-Давай снимем швединг.

-Снимем что?

-Швединг.  Потом объясню, что и как, только мы его точно снимем. Будет весело.

 

Текст: Юлия Цветкова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ