«Франкофония» Александра Сокурова — Свобода. Равенство. Братство

29 января 2016, 14:23

Во вторник, 26 января, состоялось открытие международного фестиваля современного кино «2morrow/Завтра», тем самым официально начав «Год российского кино» в стране. Фильмом открытия стала картина «Франкофония» Александра Сокурова.

Музей Москвы второй год подряд открывает двери любителям современного фестивального кино — вместе с Центром документального кино они помогают состоятся подобным камерным смотрам. В этот раз также принял участие в проведении фестиваля Департамент культуры города Москва.

Перед главным показом было сказано много слов кураторами «2morrow/Завтра», в том числе Ольгой Дыховичной —  директором смотра. Они благодарили каждого человека, который помог провести этот пятидневный фестиваль.

Показав обширный анонс всех программ фестиваля, они также поблагодарили всех тех, кто принял участие в краудфайдинговой кампании, чтобы успеть подготовить программу «Je Suisun autre/ Я другой». Собранные работы разных кинематографистов отвечают на вопрос «Что значит быть другим, что значило это раньше и как это развивалось?» С похожей ситуацией «непохожести» сталкивается и кино, а фестиваль «2morrow/Завтра» делает все, чтобы эту ситуацию смягчить. Смотр становится «другим», потому что фильмы «другие» и для «других».

Как символично проводить фестиваль именно в музее, тем более в музее Москвы. Об этом не раз говорили за вечер. Такое же значение имеет и фильм Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», где рассказывается о Лувре в условиях немецкой оккупации.

Кадр из фильма "Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией"

Кадр из фильма «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией»

В Париже, оккупированном нацистами, спасают Лувр два человека: граф Фанц Вольфф-Меттерних и директор музея Жак Жожар. Первый должен все богатство музея вывести за пределы страны, а другому не остается ничего, кроме как подчиниться. Однако осознание цены искусства оказалась намного выше меркантильности.

«Франкофония»представляет из себя поток сознания, словами тут выступают сцены, кадры, персонажи. Получается путешествие по переживаниям, поэтому субъективность фильма остается главным действующим лицом. Рассказчик беседует и с Наполеоном, который доволен завоеванными шедеврами искусства и который вряд ли бы так корпел над спасением Лувра. Не зря в начале рассказчик иронично озвучивал Гитлера, который так же, как и бывший император, хочет похвастаться завоеванными сокровищами: «А где же Лувр?» Есть, о чем поговорить и с Марианной, символом французской революции, – все они гуляют по музею и рассматривают шедевры Лувра. Рассказчик неожиданно обращается к Эрмитажу и переправляет все внимание зрителя на блокадный Ленинград, в монологе рассказывая, как хочется забыть это время войны.

Кадр из фильма "Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией"

Кадр из фильма «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией»

Александр Сокуров — один из российских режиссеров, который пытается говорить открыто и честно через свой киноязык. Поэтому здесь и есть Эрмитаж, который он сравнивает с Лувром и практически отождествляет их друг с другом. Для него, как и для рассказчика, искусство не имеет границ. Оно над всем — над войнами, государствами, историей и политикой. Сокуров хочет поделиться мыслью, что искусство живет само по себе и ему приходится адаптироваться в этом социуме, с людьми, из которых не все способны его понять. Искусство становится изгоем, «другим».

В таком же положении находится и российское кино в настоящий момент, да и любое другое фестивальное кино. Например, в Великобритании или Испании. Здесь и есть символизм проведения фестиваля в музее Москвы. Кино является таким же экспонатом, который надо хранить. И, как любое искусство, оно тоже должно быть «над всем».

Российский режиссер совершенно по-европейски повествует о событиях. Однако достаточно авангардно кадрирует, окрашивает сцены. Присутствует некая театральность и помпезность, которые делают фильм более личным и субъективным.

Кадр из фильма "Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией"

Кадр из фильма «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией»

«Франкофония» — это одновременно и документальное кино, и историческая драма, но больше это «проза в стихах», а точнее «проза в картинках». Мизансцены становятся объемными, формат экрана меняется. Записанные мысли на несколько абзацев приобретают форму, чтобы рассказать, как важно культурное наследие. Кино является настоящим экспериментом, свои переживания режиссер обрамляет в киноэссе и занимает внимание зрителя только на полтора часа.

Сокуров метафизирует, вводит в сюжет корабль с произведения искусства, которые аккуратно лежат в металлических контейнерах. Но в случае шторма все это может пропасть. И тут встает самый главный вопрос: какова цена искусства? И кого — или что — лучше сбросить за борт, людей или контейнеры, где спрятаны произведения искусства?

Также за борт себя сбрасывают граф Фанц Вольфф-Меттерних и директор музея Жак Жожар. Оба готовы идти на смерть, мысленно они понимают, что за этими действиями может последовать. Однако снова в первый план входит рассказчик и предлагает мужчинам заглянуть в будущее, рассказывая, что будет с ними до самой смерти. Француз отказывается верить, а оценку немца так мы и не узнаем. Но хотелось бы думать, что он не так сильно удивлен, как Жожар. «Что, вы удивлены, что Германия не выиграла войну?»

Кадр из фильма "Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией"

Кадр из фильма «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией»

Марианна только и говорит «Свобода. Равенство. Братство». Сокуров призывает тоже к этому. Может быть искусство объединяет? Ведь граф и директор музея смогли сплотиться, хотя находились по разные стороны баррикад. Может, границ нет не только у искусства, но и между народами, государствами, материками?..

Однако корабль претерпел крушение, контейнеры с произведениями искусства ушли в свободное плавание, а, возможно, в скором времени и ко дну.

 

«Кадры из фильма "Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией"»

1/5
Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ