«Фантастические твари и где они обитают»: магия возвращается

19 ноября 2016, 10:00

На экраны вышел долгожданный фильм «Фантастические твари и где они обитают», знаменующий возвращение волшебной Вселенной Гарри Поттера. Мы посмотрели приквел «поттерианы» и готовы рассказать, стоило ли это ожиданий, каким образом Джоан Роулинг беседует со зрителями на социальные темы, почему нас огорчил Джонни Депп и порадовал Эзра Миллер, а также чем «Твари» контрастируют с кинофраншизой о мальчике, который выжил.

Хогвартс, квиддич, «Вингардиум левиоса!» – сколько тепла дарит одно только воспоминание об этих волшебных словах, особенно тем, кто с 1997 года (а ведь именно тогда вышла в свет первая книга о мальчике, который выжил) следили за приключениями Гарри Поттера. Уже тогда Джоан Роулинг знакомила нас не только с магией, но и волшебными существами — от Трехгловой собаки до Гиппогрифа. Учебник «Фантастические звери и места их обитания», посвященный населяющим Вселенную волшебников тварям , Роулинг издала еще в 2001 году под псевдонимом героя нового фильма — магозоолога Ньюта Саламандера, которого сыграл Эдди Редмэйн. И вот, спустя несколько лет мы не только получили возможность вновь погрузиться в волшебный мир, но и изучить гораздо глубже магических зверей, которых в новом фильме собралось в разы больше, чем во всей франшизе о Гарри Поттере. Фильм «Фантастические твари и где они обитают» — это не только подарок Джоан Роулинг, которая здесь выступила как сценарист, и режиссера Дэвида Йейтса всем поклонникам серии. Это еще и отличная возможность для любого несведущего в «поттериане» погрузиться в волшебную Вселенную, воплощенную грандиозными визуальными эффектами, вдоволь посмеяться и влюбиться в кого-то из многочисленных «тварей», созданных на основе мифологии и реального животного мира. Для поклонников «поттерианы» раскроются многие секреты. Что же было до того, как Саламандер открыл волшебному миру всю правду о магических существах? Какой вклад он внес в защиту окружающей среды и развитие науки? И кто он вообще такой?

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

После просмотра последнего фильма о Гарри Поттере («Дары смерти») осталось большое желание вновь вернуться в мир магии и чародейства. Поэтому на такой неожиданный приквел была возложена большая ответственность – сохранить дух прежних частей (ведь Вселенная все та же) и оправдать долгие годы ожидания. Кроме того, создателям «Фантастических тварей» нужно было доказать, что новая работа станет отдельным качественным произведением, а не попыткой заработать денег на отсылках к ранее успешному проекту. Получилось ли у них это? Отчасти.

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Прежде, чем разобраться с концептом фильма, стоит сказать, о чем вообще это произведение и в чем его главное отличие от оригинальной истории. Действие новой ленты происходит в 1926 году — во времена джаза и технологического прогресса. Главный герой — магозоолог Ньют Саламандер, как раз пишущий книгу «Фантастические звери и места их обитания», по которой 70 лет спустя будет учиться Гарри Поттер — прибывает в Нью-Йорк из Лондона, чтобы перевезти в Аризону спасенную от браконьеров величественную Птицу-грома. Накануне приезда волшебника в городе объявляется что-то (или кто-то), способное массово разрушать постройки и убивать людей. Саламандер путешествует с волшебным чемоданчиком, в котором кроется огромное пространство с тварями (по аналогии с той самой бездонной сумкой Гермионы). Из него сбегают несколько животных, и волшебники Нью-Йорка решают, что все беды из-за одного из них. Ньют не только бросается на поиски волшебных созданий из чемодана, но и доказывает, что за ужасными событиями города стоит кое-кто другой. Эта история сильно разнится от привычных нам похождений Гарри — тут мы уже наблюдаем не за этапами взросления, трудностями обучения и семейными ценностями. Здесь рассматриваются темы карьеры, взрослой любви и борьбы за всемирную справедливость. Ну, и не стоит забывать, что «Фантастические твари» были сняты чисто по сценарию, а не по книге, как это было с «поттерианой».

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Широкая магло-волшебно-реальная проблематика

Роулинг, как это было и в «Гарри Поттере», продолжает пропускать современные темы социального характера через сказочные образы и мотивы. Герои нового фильма борются с устоявшимися общественными нормами, которые основаны на стереотипах и угнетении отдельных лиц (магия — плохо, нам нужен новый Салем). Новые персонажи громко заявляют о том, что они видят, что происходит в мире, и понимают, что это неправильно. Основных тем в фильме три, и с каждой из них можно провести параллель в современном мире. Так, Ньют Саламандер выступает за право защищать магических существ, которых считают опасными даже сами волшебники, потому что просто-напросто боятся их и не хотят пытаться понять их. Вторая по значимости тема — жесткое ограничение в общении с не-магами (так в Америке по фильму называют обычных людей, по-британски — маглов) из-за разного происхождения. Третья — подавление волшебных сил из-за страха отличаться от не-магов (и в связи с этой темой вы еще вспомните имя Грин-де-вальда). Если перевести все эти художественные образы на человеческий язык, то получаются темы защиты окружающей среды, проблемы человеческого страха перед неизведанным, ограничения в общении с теми, кто не похож на тебя (дискриминация), а также подавления своих особенностей, желание быть как все. Сама Джоан Роулинг не отрицает явного влияния политических и социальных проблем современного мира на ее работу.

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Главный злодей в «Фантастических тварях» — Геллерт Грин-де-Вальд, которого исполнил Джонни Депп, — является порождением сложившейся системы. На его примере показано, к чему может привести отсутствие толерантности. Грин-де-Вальд отказывается соблюдать правило скрывать свою волшебную суть и хочет открыть глаза не-магам, указав на их место в мире, но сделать это он намерен отнюдь не гуманными методами. У мага возникает план заручиться поддержкой могущественного и загадочного существа Обскура. По сути, Обскур — это сгусток волшебной энергии, находящейся в теле ребенка-мага, который, однако, подавляет в себе магические способности; из-за этого нереализованное волшебство концентрируется, «темнеет» и однажды являет миру свою разрушительную мощь, забирая при этом жизнь носителя. В Нью-Йорке, куда прибывает Ньют, как раз происходят разрушительные события, похожие на нападения Обскура, однако их масштаб пугает даже президента МАКУСА (Магического Конгресса Управления по Северной Америке). Во всех бедах, конечно, подозревают нашего героя, который приезжает из Лондона со своим чемоданчиком, полным магических существ (и да, там есть Обскур, но не тот, которого все ищут).

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Новые персонажи совершенно другие

Проблема персонажа Редмэйна заключалась в его затворничестве. Изначально могло показаться, что актер изображает чопорность и скромность классического англичанина. Но словами «Их нужно защитить от самых опасных существ планеты – человека» и «Я в основном всех раздражаю» он четко дал понять, что является слегка мизантропом, если не социофобом. В общении с людьми он опускает вниз глаза, пригибается, будто закрывается от общественности, но как только Скамандер оказывается среди зверей — он широко улыбается, расправляет плечи и ведет себя вполне свободно. Конечно, часто игра Редмэйна смущает своей карикатурностью, но создатели картины уверены, что это вполне реальный человек, чудаковатый — да, но никак не карикатурный.

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Как бы странно порой не смотрелись утрированные позы Редмэйна, всю суть странного волшебника-затворника он передал. То, как он колдовал, смотрел на своих питомцев, — этому веришь. Смущала же неуверенность и постоянная слезливость другого персонажа — бывшего мракоборца из Магического Конгресса Тины Голдштейн (Кэтрин Уотерстон). Актриса изображает умную и решительную девушку, но постоянные неловкие эмоции в некоторых моментах создали ей образ вечно удивленной и напуганной барышни. Каким же следователем Конгресса она была, спрашивается? Тем не менее приятной глазу чудаковатости было вдоволь и у нее.

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Чему уж точно мало веришь, так это плоской натуре Персиваля Грейвса, которого сыграл Коллин Фаррелл. То ли актер до сих пор не отошел от роли в сериале «Настоящий детектив», то ли это просто не его амплуа. В персонаже Фаррелла не чувствовалось магии вообще — это был просто строгий мужчина, который… машет руками. Роль детектива не-мага ему бы подошла больше. Он сыграл четкого и равнодушного служащего, все его намерения (к сожалению или к счастью) были уже ясны почти с самого начала, не считая главного сюрприза в конце. Герой Фаррелла тесно контактировал с самым интересным героем фильма.

Криденс Бэрбоун (Эзра Миллер) – наверное, единственный персонаж, который не оставит никого из зрителей равнодушным. Миллер сыграл закрытого и забитого сына лидера Общества Нового Салема (религиозное сообщество, члены которого хотели истребить всех волшебников). Этот мрачный и даже готический образ вызывает неоднозначные чувства. Скромного юношу искренне жаль, ведь приемная мать не любит его и даже избивает за любые провинности. Зализанная прическа, легкая сутулость, ужас в глазах, кротость да несколько его жутких фраз вызывали мурашки. Страшно было представить, что в голове у этого парня. Этот второстепенный, но немаловажный персонаж отбросил всех на второй план своей безумной мимикой и неоднозначностью характера. То, как он переходил от скромности к ненависти, эмоциональному изнеможению и отчаянию, действительно вызывало страх. По ходу фильма отношение к персонажу теряется – жалеть его или бояться? Когда так ярко описываешь второстепенного персонажа, понимаешь, что главный герой порой просто проходил мимо со своим чемоданчиком. 

Казалось бы, переплюнуть всех должен был Джонни Депп, несмотря на мимолетность его появления. Но нет. Конечно, образ у него интересный – разноцветные глаза и белые волосы, но от самого актера мы получили просто набор всех его фирменных эмоций разом и бессмысленную финальную фразу «Мы все умрем». Спасибо, Джонни, важное напоминание о скоротечности нашей жизни. Конечно, можно понять, что речь тут о том, что люди уничтожат волшебников, но выглядит это ужасно скупо. Тем не менее, это был хороший намек на продолжение истории.

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Слабый приквел для «Гарри Поттера»

Главная проблема фильма в подаче сюжета, а точнее его темпе. Мы привыкли, что каждая часть серии о Гарри Поттере – это целостная история, где есть цель, задачи, причины и звенья событий. Здесь же с самого начала создается впечатление спешного обрывочного рассказа. Наш герой случайно оказывается втянут в драматическую историю, половину фильма мы смеемся и умиляемся озорнику и воришке Нюхле (утконосо-подобный зверек с бездонным мешком на животе), а во время постоянной погони за сбежавшими из чемодана тварями герои как бы по ходу дела спасают Нью-Йорк от Обскура. Все слишком быстро и скомкано. Не хватает эпичности и целостности, которых волей-неволей ждешь от фильма такого масштаба и относящегося к Вселенной «Гарри Поттера». Впрочем, если рассматривать историю именно как приятное дополнение к «поттериане», а не самостоятельную франшизу — то все отлично. О тварях тут рассказывается более чем подробно, увлекательно и ярко. Вместе с тем актуальная и острая тема жертв общественной системы четко проходит под разными предлогами через весь фильм, и это добавляет зрелищному приключению смысловой нагрузки. Отталкивает лишь чрезмерное количество шуток и романтики, из-за чего невольно сравниваешь «Фантастических тварей» с романтической комедией.

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Графика смогла передать индивидуальный характер зверька – от жестов до взглядов. Как может не удивить очаровательная Камуфлори, с ее чудесными глазами и способностью становиться невидимой, или растенеобразная Лечурка, которая, несмотря на внешнюю хрупкость, обладает вполне себе «несгибаемым» характером? Благодаря виртуозной операторской работе зрители действительно могут почувствовать себя птицами, вырвавшимися из волшебного чемоданчика и наблюдающими за происходящим. Особенно это касается формата IMAX — вот уж точно полное погружение в картинку (только палочку в руки — и вперед, искать сбежавших тварей).

Кадр из фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают»

Смотреть ленту «Фантастические твари и где они обитают» нужно хотя бы ради того, чтобы стать (снова или впервые) частицей этого волшебства — представить себя Якобом Ковальски, не-магом, который оказался в центре сумасшедшего водоворота магических событий. Как бы отреагировал обычный человек с рядовыми мечтами и целями в жизни на такие события? Вспоминается ироничная цитата, которой Ковальски описывает свои приключения: «Как провел время, Якоб? Я побывал в чемодане!». Именно поэтому в фильме серьезный акцент сделан на эмоции, юмор и чувства — чтобы зрители тоже смогли «побывать в чемодане». Но, в отличие от не-мага, они смогут навсегда сохранить в памяти свои волшебные впечатления.

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Текст: Евгений Дергунов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ