Эксклюзивно для «365»: послание мира от Ли Перри

22 июня 2015, 21:25

В рамках недавно прошедшего фестиваля документального кино о музыкальной индустрии Beat Film был представлен новый фильм о легендарном ямайском гуру регги и даба, который не нуждается в дополнительном представлении, — Ли Скретч Перри.

«Ли Скретч Перри: Виденье рая» — это документальная лента о философии и внутреннем мире музыкального продюсера Ли Перри. Картина лишена сюжета, эпизоды едва ли содержат какую-либо событийность. Все происходящее на экране-  это череда эпатажных выходок Ли Перри, его откровения, акты творчества, выступления. Параллельно, коллеги и друзья Ли рассказывают о нем в интервью. Лейтмотивом фильма является идея борьбы Ли с силами зла при помощи творчества. Первая часть фильма кажется одой тщеславию полоумного старого раста, который постоянно говорит о себе как о благословленном Святой Троицей и с особым смаком рассказывает, что держит изображение Британской Королевы под подошвой. Иногда кажется, что он играет на камеру, но ближе к середине фильма, после обилия сказанного и показанного, открывается другой взгляд на Ли Перри.

lsp_vop_still_014

В одной из сцен Ли говорит по телефону, декламируя свои «титулы» и манифесты. На другом конце провода почти не задают вопросов. После окончания разговора или, скорее монолога Ли, режиссер, стоящий за камерой внезапно смеется и говорит: «Кажется, люди вообще не понимают, о чем ты». Мол, нет у них чувства юмора. В ответ Ли хохочет и соглашается: «Большинство вообще не вкуривает!» Этот единственный эпизод, где Ли комментирует себя и даже, в некотором роде, обсуждает, дает ключевое представление о личности. Это человек, которому неважно поймут его или нет. У него нет цели произвести впечатление, привлечь людей на «свою сторону», он просто ведет себя — как это ни банально — естественно. Этот фильм, в отличие от других биографических картин о Ли, показывает его личность изнутри, едва ли касаясь каких-то фактов его жизни. В финале возникает анимационный эпизод с традиционными изображениями эфиопской православной традиции. На экране появляются демоны, с которыми Ли вступает в диалог, а затем, изгоняя их, переходит к своим представлениям Рая. Данный фильм сложно проанализировать или пересказать, его надо прочувствовать и только тогда его можно понять.

Волкер Шанер, Даниэлла Шмидт

Волкер Шанер, Даниэлла Шмидт

Авторами фильма «Ли Скретч Перри: Видение рая» — выступили Волкер Шанер и Даниэлла Шмидт. Картина снималась на чистом энтузиазме режиссера и продюсера в течение 15 лет. «365» связались с Волкером и Даниэлой, а также с самим Ли Перри и поговорили об их подвиге и искусстве в целом. Несмотря на дистанцию (Волкер и Ли звонили из Швейцарии) знаменитый продюсер Боба Марли вел себя очень открыто, свободно касался личных тем, называл русских людей своим народом и много пел.

Это не первый фильм о вас. Чем он примечателен?

Ли Перри Это картина целиком о моих мыслях, а не о моей жизни. Это то, чем я живу, во что верую. Это то, чем я хочу поделиться. То, что может стать манифестом для грешников. Это проповедь. Мое видение Райского Сада.

Что такое искусство? Есть мнение, что это инстинкт, так как некоторые виды птиц в период спаривания строят шалаши, которые украшают, привлекая самку. И даже первобытный человек уже проявлял творческую потребность.

Л.П.: Да, творчество и есть инстинкт. И животные это хорошо понимают, потому что они, в принципе, все понимают лучше людей. Животное прекрасно понимает человеческую речь, хотя не знает языка. Это естественная телепатия. Действие. Вот, смотрите, вы можете начать рисовать или не начать. Когда я пою и автоматически начинаю танцевать. Я пою ради самой песни. Я пою для луны, для облаков. Луна и звезды не перестают сиять. Это происходит постоянно — вот что такое творчество. И я верую в Иисуса Христа.

Как марихуана влияет на творчество и на интеллект? В частности на память и сосредоточенность, которые являются предпосылками интеллекта?

Л.П.: Ганджа — это волшебство. Ганджа — это древо жизни. Оно дает и жизнь и смерть. Ганджа способна на все: можно начать петь, прыгать, танцевать. Ганджа как Мерлин, древо волшебства, логики и науки, древо слов, песен. Все произрастает из неё.

lsp_vop_still_032

Какая идея лежала в основе фильма? Как вы оцениваете результат?

Волкер Шанер: Фильм и есть сама идея: отправиться на взрывающее сознание путешествие с Ли Скретч Перри и открыть другой мир, который невозможно вообразить. Результат превзошел все наши ожидания.

Анимационные вставки в фильме это вклад Ли Перри в концепцию фильма?

В.Ш.: В фильме есть эпизод творческой сессии Ли Перри с британским художником Петером Харрисом. Я тогда впервые увидел Ли за подобным занятием. Потом мы сняли открытие выставки и концерт с Андрианом Шервудом в Лондоне. Работы Харриса с Ли идеально дополняли отснятое в Лондоне – жутких монстров и вампиров, с которыми Ли борется. Но основную часть анимации для фильма сделала румынская художница Мария Саргагодши, с которой мы разработали стиль, основанный на традиционных изображений Эфиопской Православной Церкви. С ней мы придумали всех демонов, духов и Ли, борящегося с дьяволом. Весь этот мир был специально создан для фильма огромным талантом Марии, а также Нормана Петкау, который был главным художником цифровой анимации.

Этот фильм снимался 15 лет. Сколько в общей сложности вы провели с Ли, и как изменились ваши отношения за это время?

В.Ш.: Мы встречались регулярно каждый 2 или 3 месяца и проводили вместе неделю. Каждый раз было очень радостно видеть Ли и его жену Мирель. Работы было много. Мы снимали, фотографировали, делали представления. В начале мне было очень трудно. Когда ты встречаешь такую культовую личность, у тебя уже есть свои представления о ней и требуется время, чтобы увидеть за этим настоящую личность. Мы постепенно сблизились. Ли также со временем стал спокойнее. Когда мы только встретились он был все шел наполнен злостью после Ямайки.

Этот фильм вы снимали на свои средства. Готовы ли вы повторить этот подвиг? Есть ли у вас бюджет для новых проектов, теперь, когда фильм закончен?

В.Ш.: На данный момент все свои средства я вложил в этот фильм. Но я не был один: Даниэлла также инвестировала немало средств и, таким образом, стала не просто исполнительным продюсером, но основной движущей силой всего проекта. Без нее никакого бы фильма не было вовсе. Но подобное не повторишь. На деньги, которые мы потратили на этот фильм, мы могли бы построить дом. Сейчас есть новые потрясающие проекты и, возможно, для них будет финансирование. Мы работаем над анимационной серией. Ли тоже очень заинтересован и это будет нечто потрясающее.

lsp_vop_still_015

Вы называете Ли скромным, но в контексте русской православной традиции он ведет себя скорее высокомерно. Как вы можете прокомментировать эти различия в культуре?

В.Ш.: Суть Ли в том, что у него несколько личностей. В какой-то момент он Великий Возмутитель, потом Сверх Примат, затем Петух Джексон, потом Ной в Ковчеге, Хайле Селасие, а затем Иммануэль, что означает «Господь во мне». Когда Господь в нас он преобразует нас по своему подобию. Если вы достаточно праведны, конечно. В своем бытовом проявлении Ли скромный и верующий. Господа нужно развлекать искусством и музыкой.

Даниэла Шмидт: Чтобы полноценно понять различия в культуре нужно учесть тот факт, что чернокожие люди с Ямайки прошли путь от рабства до первых шагов в своей независимости на той земле, куда их привезли как дешевую рабочую силу. С ними обращались как с животными, их унижали и лишали человеческих прав. Немаловажным было и то, что их традиционная религия с её ритуалами была под запретом и жестоко преследовалась. Христианство очень резко и грубо вторгалось в их жизни и его целью было доминировать законным образом над чернокожими из Африки. Учитывая все это, я думаю, можно понять, что желание видеть бога внутри себя, а не снаружи, желание ощущать собственную духовность вместо следования религиозным догмам, провозглашенными людьми, а не Богом. Лирика регги базируется на священном писании и это благодаря Ли. Он пронес эту идею еще дальше, чтобы заглянуть в собственное сердце и найти там Бога. Я думаю, Ли выражает свою любовь через искусство, в частности, музыку. Таким образом, он посвящает себя служению Богу, поэтому он может олицетворять бога или говорить от его имени. Его внешние проявления, как например, священный текст на его кепке или распятие в его арт объектах это скорее политика протеста направленная на репрессии, нежели богохульство.

Эпизод интервью «365», в котором Ли Перри приветствует русских людей

 

Текст: Яна Агафонова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ