На экраны вышла полубиографическая комедия об известной британской медиаперсоне — лыжнике Эдди Эдвардсе, который поразил своим непробиваемым духом миллионы людей на зимней Олимпиаде в 1988 году. «365» попытался разобраться, как Тэрон Эджертон всего лишь за пару лет своей начинающей карьеры успел поработать среди таких известных актеров, как Колин Ферт, Том Харди и Хью Джекман.
Декстер Флетчер вошел в мир кинематографа в первую очередь как актер и успел сняться в таких запоминающихся фильмах, как «Караваджо» Дерека Джармена и «Карты, деньги, два стола» Гая Ричи. В режиссерское кресло он сел только в 2011 году: вдохновившись уверенным повествованием его коллеги, Гая Ричи, он создал криминально-социальную драму «Дикий Билл», впоследствии номинированную на премию BAFTA за лучший дебют. При таком раскладе, вероятно, Флетчеру больше интересно снимать высокие жанры, а не низкие — как, например, комедии.
Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
Но в 2013 году британский режиссер открыл европейскому зрителю совсем иную Шотландию, и использовал для этого как раз смешение двух жанров – комедии и мюзикла. Фильм «В Лите светит солнце» представляет собою сумбурную, но абсолютно искреннюю музыкальную мелодраму под песни шотландских рокеров The Proclaimers. А тем временем образ Марка Рентона с водкой сразу улетучивается из головы. В похожем стиле Декстер Флетчер пытается воспроизвести неугасимое желание двигаться вперед к своей мечте через образ молодого спортсмена-неудачника Эдди Эдвардса в своей новой картине «Эдди „Орел“».
Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
Эдди всю жизнь хотел попасть на Олимпийские игры. В детстве и подростковом возрасте он перепробовал много разных видов спорта, но все заканчивалось провалом и осуждениями ворчливого отца, которого мать даже практически не пыталась угомонить. Став лыжником, он все-таки добился своих «высот» в надежде, что его примут в олимпийскую сборную. Однако неудача поприветствовала его снова. Совсем отчаявшись, Эдди в один прекрасный момент осознает, чем хочет заниматься, а именно прыжками с трамплина. Фильм рассказывает историю о реальном трамплинисте по прозвищу Эдди „Орел“ Эдвардс, которого полюбил весь мир благодаря его неудачам.
Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
Проще было бы назвать такую картину «кино об успехе», однако у Мэттью Вона, продюсера картины, и Декстера Флетчера была совершенно иная идея. На первый план вышла другая задача — сделать качественную киноленту для семейного просмотра, которую было бы приятно пересмотреть в любой вечер. Сам Вон наотрез отказался выступать в роли режиссера, так как он не представлял, в каком настроении можно снять данную картину. Флетчер же был тут как тут, успев показать себя и в драме, и в комедии.
Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
Действительно, с первых же сцен пропагандируется тема «Никогда не сдавайся и верь в себя» в самом искреннем ключе, а именно упорством и силой духа молодого парня в больших очках, который просто не пытается их снять и прищуриться, чтобы, пусть даже неясно, но разглядеть реальный мир. Непонятные ужимки, смешная мимика и открытые глаза благодаря игре Тэрона Эджертона выглядят особенно естественно, что объясняет, почему самого Эдди Эдвардса не воспринимали всерьез.
Композиционно картина выстроена классически — даже системе образов не удастся похвастаться каким-то модерном. Непонимающий родитель, запугивания сверстниками, тиран-начальник, соперники и один человек, который верит в тебя. В таком амплуа решил предстать как раз Хью Джекман, а их дуэт с Эджертоном может стать таким же популярным, как у последнего с Колином Фёртом.
Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
В реальной биографии Эдди Эдвардса никогда не существовало такого человека, как персонаж Джекмана. Скорее всего, в самой истории „Орла“ было больше драмы, нежели в самой картине. Но Флетчер с Воном не хотели создавать второго «Летучего шотландца» Дуглас Маккиннона с Джонни Ли Миллером в главной роли. Поэтому даже верить фильму можно только на 10-15% — именно столько составляет реальная информация о жизни Эдди Эдвардсе, а все остальное качественный каламбур сценаристов, названный драматургией. По всем канонам семейного кино, создателям картины виделась кинолента одновременно жизнеутверждающей, немного грустной и веселой, но, главное, абсолютно обыкновенной и неметафизированной.
Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
Возможно, с последней задачей Флетчер и провалился, так как за всеми этими невинными, но одновременно серьезными глазами Эдди прослеживается некоторое осуждение современной политики Олимпийских игр. Отличные от 80-х, нынешние спортивные соревнования ушли далеко от спорта, удовольствия и самой игры. Цитату основателя современных Олимпийских игр барона Пьера де Кубертена режиссер поясняет совершенно не в шутливой форме, а говорит на повышенных тонах и предельно серьезно. «Главное не победа, главное – участие; самое главное в жизни – честно вести борьбу» — заканчивается такими словами фильм, намекая на то, что все погрязли в «допингах» и выживании в условиях жесткого соперничества, забыв о самом спорте. Но герой этого фильма — нет.
Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
Из-за ужимок и непонятных эмоциональных всплесков самого Эдди невозможно его воспринимать серьезно, но именно такого человека перестает принимать не эпоха прошлого столетия, а современный мир, считая его всего лишь то странным и чудаковатым. «Чудит» и режиссер, практически футуристично, но с драйвом, под музыку показывая все прелести жизни трамплинистов, стилизуя все это под мелодии 80-х и новинки кинотехники XXI века. Невероятным Флетчер делает город Лит, когда там светит солнце, и все поют песню «I’m gonna be (500 miles)», то же самое солнце предстает над головой Эдди и его невозможной мечтой, которая в итоге становится явью.
Эдди прошел свои 500 миль, достиг желаемого, а Декстер Флетчер на пару с Мэттью Воном предлагают сделать то же самое, только уже под свой собственный и любимый саундтрек или конкретно под песню Daryl Hall & John Oates:
«Well, well you
You make my dreams come true
Well, well, well you
Oh, yeah
You make my dreams come true
Come true»
Текст: Ася Заболоцкая