«Движение вверх»: по стопам олимпийской баскетбольной победы

29 декабря 2017, 13:45

В канун Нового года на большие экраны выходит фильм о главной победе советского баскетбола. За основу режиссер картины «Движение вверх» Антон Мегердичев взял исторический финал между сборными СССР и США на Олимпиаде 1972 года.

 

История золотого матча

Баскетбольный матч СССР — США, 1972 год

До этого матча американцы не проигрывали ни разу в 63 играх, завоевав семь медалей высшего достоинства из семи возможных. На Олимпиаду в Мюнхен сборная США под предводительством Хэнка Айбы, которому тогда уже исполнилось 70, ехала за очередной наградой высшего достоинства. В ночь с 9 по 10 сентября Айба хотел закончить карьеру красиво. Но судьба внесла свои коррективы.

9 сентября, в пик Холодной войны, на арене «Руди-Зедльмайер-Халле» в финальном поединке схлестнулись две супердержавы. Юношеский задор американцев (средний возраст игроков 21 год) противостоял опыту и сыгранности сборной СССР. Именно Советский Союз долгое время вел в счете, разрыв достигал десяти очков. Лишь на последних минутах матча американцы смогли сократить отставание (48:49), а затем и вовсе вышли вперед. Александр Белов неточно отдал пас назад, Даг Коллинз перехватил мяч и прорвался к кольцу соперников. Пытаясь спасти ситуацию, Зураб Саканделидзе сфолил на американце, после чего Коллинз два раза поразил кольцо с линии штрафного. За три секунды до конца встречи США повели в счете (50:49).

Здесь и началось самое интересное. После второго заброшенного штрафного сборная Советского Союза быстро ввела мяч в игру, но забить не успела. Казалось, что матч закончен, но рефери после совещания решили переиграть последние три секунды, так как тренер СССР просил тайм-аут еще во время бросков Коллинза.

Баскетбольный матч СССР — США, 1972 год

После разговора с тренером советские спортсмены вновь попытались провести быструю атаку, но прозвучала финальная сирена. Скамейка запасных и тренерский штаб американцев вылетел на поле, чтобы отпраздновать победу. Однако оказалось, что во время этой попытки секундомер был запущен еще до касания мяча Александром Беловым.

Все были обескуражены, но спорить с Уильямом Джонсоном – главой FIBA – никто не стал. У советской сборной появился третий шанс покорить олимпийскую вершину. И тут все получилось, как нельзя кстати. Иван Едешко точно отдал пас вразрез Александру Белову, который спокойно принял его, пока защитники Джойс и Форбс мешали друг другу, и точным ударом отправил мяч в кольцо. Советская команда победила со счетом 51:50. Американцы были настолько недовольны этим результатом, что отказались от серебряных медалей. Защитник их сборной Кенни Дэвис даже написал в завещании «никогда не принимать серебряные медали Олимпиады 1972 года».

 

«Движение вверх» — фильм с легкой ноткой фантазии

Кадр из фильма «Движение вверх»

Фильмов про баскетбол в отечественной кинематографии не так и много. Можно разве что вспомнить «Центрового из поднебесья» (1975) с песнями Аллы Пугачевой. Поэтому «Движение вверх» — это своего рода рывок после долгих лет затишья.

Вообще, картина собрала вокруг себя достаточно боеспособную команду. Продюсером картины стал Леонид Верещагин («Легенда №17»), режиссер – Антон Мегердичев («Ёлки 3», «Метро», «Бой с тенью 2: Реванш»). Звучным получился и актерский состав: Владимир Машков, Виктория Толстоганова, Марат Башаров, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш. Кроме того, роль тренера американцев Хэнка Айбы досталась многократному номинанту на премию «Оскар» Джону Сэвиджу. Консультировали съемочную группу участник того самого матча 1972 года Иван Едешко и сын Сергея Белова – Александр, который помогал ставить игровые сцены. К слову, именно по одноименной автобиографической книге Сергея Белова был снят фильм.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Думаю, многие после просмотра будут сравнивать картину Антона Мегердичева с «Легендой №17» Николая Лебедева. Тот же героический пафос, показывающий подвиг советского человека, приправленный изрядной дозой патриотизма. Такие победы, без сомнения, лучший повод для гордости за страну, особенно сегодня, когда такими победами нас радуют не так часто.

Сценарий к обоим фильмам написал Николай Куликов. Видно, что сценарист часто использует уже проверенные «Легендой» приемы, что бросается в глаза. Это и образ тренера, для которого игроки команды стали семьей, ради которой ничего не жалко, восстановление Валерия Харламова (Данила Козловский) после болезни в «Легенде № 17» и болезнь Александра Белова (Иван Колесников) в преддверии Олимпиады. Похож и образ представителей власти, то и дело «копающих» под игроков/тренеров. Но первое место в этом хит-параде похожестей занимает эпизод всеобщего «боления» за сборную страны (врачи, семья, политики) перед телевизорами в разных точках СССР. Во время этих эпизодов в голове появляется мысль: «Это все мы уже видели».

Кадр из фильма «Движение вверх»

Однако у «Движения верх» есть несколько выигрышных моментов. Лента до краев полна юмора, как в отношении советских спортсменов, так и в отношении иностранцев. Канадцы в «Легенде №17» показаны если не тупыми животными, то, как минимум, людьми, не отличающимися глубокомыслием, в то время, как американцы, в особенности их тренер, это герои, которые вызывают у зрителя вполне себе положительные эмоции. Смотреть на Джона Сэвиджа после проигрыша его команды действительно жалко. А его речь в раздевалке после первой половины матча не может не произвести впечатление.

И главное – в «Движении вверх» мы видим настоящую команду-семью, где каждый ее участник преодолел себя, чтобы завоевать эту медаль. Как тут не вспомнить диалог двух лидеров команды Советского Союза Сергея Белова и Модестаса Паулаускаса: « –Они моя семья. – Когда это они стали твоей семьей? – Стали давно, но понял только сейчас».

Кадр из фильма «Движение вверх»

Многие могли бы обвинить фильм в неточности изображаемых событий. Владимир Кондрашин (в фильме Гаранжин) не копил денег на лечение сына за границей, хотя сын действительно был болен ДЦП, Алжан Жармухамедов (в фильме Аслан) и его товарищи по команде во время визита в США не играли с дворовой командой на икру, а намерения Модестаса Паулаускаса (Джеймс Тратас) остаться в Германии притянуты за уши… Здесь не важна документальность, это художественный фильм, где можно приукрасить и добавить больше романтики.  Об этом нам говорит даже смена имен и фамилий главных лиц. Да, события фильма, собранные в один год, на самом деле затрагивают несколько лет. У Александра Белова действительно были проблемы с сердцем, но он узнал об этом не в Америке, история с обыском на таможне и вправду была, а вот обилие эффектных слэм-данков (бросок в баскетболе, когда игрок выпрыгивает вверх и бросает мяч сквозь кольцо сверху вниз) в матче, эффектные финты и обводки – нововведение авторов, тогда все было проще. Баскетбол в фильме вообще не такой, как вы можете увидеть в документальных съемках того времени, там будет много современных элементов. Он энергичный, мощный, что скорее хорошо для общего восприятия картины.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Но главное в это всем всем, что начало и финальный эпизод матча, изменения по счету и количество заброшенных мячей документально выдержаны создателями. А современные технологии позволяют воспринимать последние минуты фильма как захватывающий матч, который мы видим в прямом эфире, что накаляет эмоции до предела. Не зря сцены игры снимались шестью операторскими командами в течение месяца. И вот когда после двух часов невозмутимости Владимир Машков дает себе волю, выпуская эмоции наружу, весь зал понимает, что спорт высоких достижений – это не победа в один щелчок, после которого все лавры, машины и квартиры достаются спортсмену, который еще и за границу бесплатно на соревнования съездил. Иногда это несовместимое с жизнью существование на пределе физических и эмоциональных возможностей.

В этот момент хочется закрыть глаза на все недостатки. На то, что добрую половину фильма не совсем понимаешь роль романтической линии Александра Белова и его будущей жены (в конце введение их воображаемого ритуала перекидывания мяча наконец-то станет понятным), на сходства с другими кинокартинами, на ошибки и преувеличения… Просто, когда плачет Владимир Машков, все женщины в зале начинают рыдать вместе с ним. Правда, на «Движении вверх» — это будут сладкие слезы победы и гордости за страну. После просмотра дети, наверное, побегут в баскетбольные секции, болельщики начнут сметать билеты в кассах. В сложное для российского спорта время «Движение вверх» может стать тем лучиком света, который позволит верить в то, что все наладится, и наши спортсмены еще всех победят.

 

Текст: Полина Михайлова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ