«Дикарь»: незавершенный набросок портрета Поля Гогена
3 ноября 2017, 16:13

Фильмы, рассказывающие о нелегких судьбах знаменитых художников, в последние годы стали частыми гостями в кинотеатрах. Сальма Хайек в роли Фриды Кало, Ян Вермеер в исполнении Колина Ферта в «Девушке с жемчужной сережкой», Густав Климт/ Джон Малкович, Ренуар/ Мишель Буке, Уильям Тернер/ Тимоти Сполл, Франциско Гойя/ Стеллан Скарсгард… В преддверии ретроспективы художника-постимпрессиониста Поля Гогена в парижском Гран-пале французы сняли о нем биографическую драму.

Для многих любителей кино ноябрьские праздники ознаменованы выходом на экраны очередной картины от студии Marvel «Тор: Рагнарек». Все остальные ленты остаются в тени фантастического кинокомикса, теряя своего зрителя. Так может случиться и с биографической драмой «Дикарь» с Венсаном Касселем в главной роли. Вообще, российские прокатчики в очередной раз выбрали не лучший вариант перевода названия зарубежного фильма. В оригинале оно звучит «Гоген. Путешествие на Таити», что больше отражает суть картины, позволяя зрителю понять, о чем же, собственно, фильм.

Кадр из фильма «Дикарь»

Лента расскажет о неудачнике Поле Гогене, который живет в скромной пропахшей всем чем только можно квартире без мебели, абсолютно без денег, потому что никто не хочет покупать его работы. Только он сам и пара друзей все еще верят в его талант. В какой-то момент Гоген понимает, что Париж не подходит для «непонятого» художника, нуждающегося в красоте и ярких красках. Поэтому в 1891 году он оставляет свою жену и детей, на последние деньги покупает билет на Таити, чтобы найти свой Эдем. Именно на не тронутой цивилизацией земле он надеется полностью посвятить себя искусству.  Здесь Гоген называет себя «дикарем», блуждает по джунглям, пытается поймать рыбу, испытывает постоянный голод, однако ни сердечный приступ, ни развивающийся диабет не удерживают его в лазарете.

Кадр из фильма «Дикарь»

Именно на острове пожилой Гоген встречает юную Техуру. Она станет его музой и моделью для самых известных картин. Он живет как свободный человек, он далек от политики и правил «цивилизованной Европы». Но становится ли Таити раем? В какой-то момент зрители понимают, что жизнь Гогена на острове полна разочарований. Художник живет на грани, он не может купить не то что краски и холст – даже еду. Его молодая жена Тахура – только сексуальный партнер и модель, которая часами сидит в нужной позе. Остров мечты, куда сбежал Гоген, оказывается далеким от первоначальной идеальной картинки: христианизация, торговля и французское колониальное правление разрушили экзотический рай, если он вообще когда-либо здесь существовал.

Кадр из фильма «Дикарь»

Сюжет «Дикаря» построен с опорой на документальный источник – дневник художника под названием «Ноа Ноа», повествующий о первом посещении Гогеном Таити в 1891-1893 годы. Однако режиссер картины Эдуард Делюк сознательно ушел от попытки создания кинобиографии, используя в фильме лишь основные точки соприкосновения с реальной историей. Поэтому не удивительно, что при желании в «Дикаре» можно найти множество неточностей. Например, таитянской жене Гогена Техаамане (Техуре) было лишь 13 лет, тогда как в фильме ее играет вполне сформировавшаяся девушка Тухей Адамс. Также в фильме не сказано про сифилис, попытки самоубийства и борьбу художника за права местного населения, про конфликты с властями. Зрителю приходится собирать сведения о Гогене из сменяющих друг друга эпизодов жизни художника – кусочков, которые зачастую не связаны один с другим. Те, кто мало что знает о Поле Гогене, его жизни и работах, местами могут не понять, к чему был показан тот или иной фрагмент. Это больше похоже на сменяющиеся картинки презентации «Как я провел лето». Не удивительно, что к концу фильма Поль Гоген так и остается для нас дикарем, непризнанным гением, умирающим от голода, ревности и безденежья.

Кадр из фильма «Дикарь»

А ведь «Дикарь» поднимает довольно важные проблемы. Помимо темы непризнанного и непонятого гения, это и поиск себя, своего пути, тема истинного искусства и ложной проекции, подражания (когда сосед Гогена – Йотефа продает богатым европейцам одинаковые вырезанные скульптуры, похожие на фигуры самого художника). Но из всего этого большая часть экранного времени уходит на странную любовную линию, взгляды и будто виноватую улыбку Техуры.

Кадр из фильма «Дикарь»

Что касается игры главной звезды картины, Венсан Кассель – мужчина не то что бы красивый, но, как любят говорить, чувственный. Именно это качество помогло ему достоверно создать образ «сломанного» гения. На фоне островной экзотике он воплощает не столько самого Гогена, сколько его одержимость живописью, которая, по убеждению художника, всегда должна выходить из человека и никогда не подчиняться коммерческой деятельности. Именно это убеждение Гогена способствовало отсутствию у него заказов на портреты, как следствие – нехватке денег.

Кадр из фильма «Дикарь»

Большое внимание в «Дикаре» уделено эстетике картинки, деликатная постановка которой роднит ее с «Новым светом» Терренса Малика.  Мы видим удивительно экзотический пейзаж, внушительные зеленые горы, тихо волнующийся океан и водопады. Но раю то и дело угрожают мрачные тени, облака, которые постоянно нависают над жителями острова. Фактически, на протяжении фильма нас то и дело убаюкивают великолепные пейзажи Таити, так как история часто превращается в сумбурные вспышки от попыток создателей уместить все события в полтора часа экранного времени. А поездка Гогена на Таити становится больше похожей на последний «крик несогласия» гениального художника, который и привел его к созданию картин, изменивших последующее искусство.

Однако после просмотра «Дикаря» остается чувство, что все было зря. Контуры вроде и нарисованы, но картина все же не завершена.

 

Текст: Полина Михайлова

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Яндекс.Метрика