«Да здравствует Цезарь!»: Сделано в Голливуде

2 марта 2016, 11:00

«Да здравствует Цезарь!» – обаятельная сатира на Голливуд, преисполненная выдающихся комических сцен, а также ярких актерских работ, но при этом не лишенная сюжетных шероховатостей и сумбура. Братский тандем Итана и Джоэла Коэнов не сдает позиций, однако и новых вершин покорять не спешит.

Голливуд начала 1950-х. Жизнь на студии Capitol Pictures идет своим чередом: съемки, съемки и еще раз съемки! Казалось бы, придраться не к чему. Но стоит заглянуть за кулисы, как все сразу же становится на свои места. Актриса ДиАнна Моран забеременела вне брака, поэтому ей необходимо срочно выйти замуж. В противном случае – может разгореться громкий скандал. Звезда вестернов Хобби Дойл получил одну из ролей в разговорной драме режиссера Лоуренса Лоренца. Теперь ему приходится произносить реплики с кучей «непонятных» слов. Тем временем прямо со съемочной площадки фильма «Да здравствует Цезарь!» пропадает исполнитель главной роли – Бэрд Уитлок. Вскоре выясняется, что его похитили, запросив выкуп в размере $100 тыс. Фиксера Эдди Мэнникса, расхлебывающего проблемы знаменитостей, ждет по-настоящему «насыщенный» рабочий день. Главное – решить все по-тихому, чтобы то, о чем не следует знать посторонним лицам, так и осталось за кадром.

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

После изящной артхаусной драмы «Внутри Льюина Дэвиса» (2012), рассказывающей о творческих скитаниях талантливого, но никому не нужного музыканта, многим зрителям могло показаться, что братья Итан и Джоэл Коэны решили оставить в покое излюбленный ими жанр фарсовой комедии, яркими представителями которого в их фильмографии являются такие ленты, как «Воспитание Аризоны» (1987), «Большой Лебовски» (1998) и «После прочтения сжечь» (2008). Однако это заявление оказалось преждевременным, ведь вскоре братский тандем взялся за создание картины «Да здравствует Цезарь!». Коэны пообещали, что их новый проект станет своеобразным возвращением к истокам. Собственно, так оно и вышло: дерзкий сюжет, изобилующий чёрным юмором, а также море находчивых сцен, выполненных чисто коэновским почерком. Не без конфузов, конечно, но очень смело и изобретательно.

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Трагикомедия «Да здравствует Цезарь!» предлагает взглянуть на изнанку голливудской жизни. Нечто подобное Коэны уже проделывали в одной из своих ранних работ – «Бартон Финк» (1991). И если Голливуд, показанный в «Финке», играл роль в становлении персонажа, то в «Цезаре» он представлен как живой организм. Коэны намеренно уводят зрителей за кулисы съемок, где совершается пробег по каждому из павильонов студии Capitol. Это целый мир – огромный, красочный и многообразный. Разумеется, уповать на то, что Голливуд безупречен, не приходится. Его стены пропитаны ложью, здесь царят эгоистичность и лицемерие, а карьеризм – всего лишь необходимость. Конечно, Коэны смотрят на это с улыбкой, высмеивая пороки «высшего общества». Все сводится к гэгам, остроумным диалогам и сумасбродным авторским выходкам. Неспроста братья поднимают и тему коммунизма, ссылаясь на неравноправие голливудской системы. А ловко вплетенный в сюжет религиозный подтекст только усиливает восприятие от происходящего на экране, обожествляя каждого из героев фильма и непосредственно сам Голливуд.

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Новоиспеченное творение братьев ни в коем случае нельзя рассматривать как фильм-расследование. Да, элементы детектива прослеживаются, но, скорее, это вынужденная мера. Коэновская постановка в который раз направлена на то, чтобы всячески запутать зрителя, сбить его с толку. Сатирические нотки и метафоричность выливаются в ряд выдающихся комических эпизодов. А колоритные голливудские декорации, утонченный костюмный ряд и верно подобранная цветовая гамма – придают «Цезарю» театральной красоты, не говоря уже об искусной операторской работе Роджера Дикинса, подчеркивающей аристократичный настрой фильма. Тускловатым получился, разве что, саундтрек, написанный Картером Бёруэллом. Набор мелодий, которые не вызывают абсолютно никаких эмоций.

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Главная проблема фильма – дерганное повествование. Коэны не стесняются выводить из сюжета интересных персонажей, когда им вздумается, и закрывать глаза на важные детали, как бы оставляя их вне зоны зрительской досягаемости. Всему виной несобранный сценарий, который требует тщательной доработки. А так, как перед нами целостный механизм, постоянно функционирующий и напрямую зависящий от тех, кто за него отвечает, надо понимать, что подобные упущения недопустимы. Скачкообразный сюжет «Цезаря» можно описать так: неубедительное, но плавное вступление, последовательное знакомство с героями фильма, золотая середина, полная находок на каждом шагу, и вымученный финал.

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Несмотря на обилие звёзд первой величины в актерском перечне, «Да здравствует Цезарь!» задействует от силы двух-трех персонажей. Джош Бролин в образе «решалы» Эдди Мэнникса, вне всякого сомнения, выступает связующим звеном всей этой голливудской феерии. Он статный, исполнительный, грамотный и бескомпромиссный работник «Фабрики Грез». Бролин сделал Мэнникса именно таким, каким его и хочется видеть на экране. Вместе с Эдди зрители переживают один длинный день из жизни Голливуда 1950-х годов. Драма, возведенная вокруг персонажа Бролина, оправдана. Это место не для слабаков. Здесь выживают сильнейшие. Все, что происходит в Голливуде — остается в Голливуде.

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»

Есть в «Цезаре» и яркий, но бесполезный Бэрд Уитлок в исполнении оскароносного Джорджа Клуни. Герой стал жертвой хронометража: появляется в кадре чаще остальных (не считая Бролина), а должного эффекта не производит. Те же Йоханссон (ДиАнна Моран) с Татутом (Барт Герни), располагая парочкой сцен, впечатляют куда больше. Вальяжное водное представление со звездой «Мстителей» во главе и умопомрачительный танцевальный номер с участием кумира всех женщин – заслуживают отдельного упоминания. Из общей толпы также выделяется Олден Эренрайк, сыгравший Хобби Дойла. Харизматичный актер, персонаж которого излучает исключительно позитив. Рэйф Файнс примерил амплуа требовательного режиссера Лоуренса Лоренца, а Тильде Суинтон достались сразу две роли по цене одной (подлые журналистки-близняшки Тора и Тессали Тэкер). Джона Хилл же (Джо Сильверман) – добавлен в фильм для галочки.

«Да здравствует Цезарь!», пожалуй, самая неоднозначная, но и в то же время самая находчивая работа Итана и Джоэла Коэнов. Ругать фильм за излишне сумбурный сюжет, как ни странно, желания не возникает. Зато лишний раз хочется похвалить его изобретательную постановку, которая определенно придется по вкусу знакомым с творчеством братьев лицам. В «Цезаре» важна не форма, а исполнение. Вероятно, Коэнам еще не скоро удастся снять что-то во всех смыслах фундаментальное. Но стоит отдать должное – они на верном пути.

Звезды

Текст: Влад Горбачёв

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ