Что не так с новой «Мумией»

10 июня 2017, 13:35

Возрожденные «Звездные войны» с промежуточными эпизодами и киновселенная Marvel у Disney, мир «Гарри Поттера», «Вселенная Монстров» с Кинг-Конгом и Годзиллой и киновселенная DC у Warner Bros…. Очевидно, сегодня, чтобы выдержать конкуренцию на кинорынке и быть «в тренде», не обойтись без своей Вселенной, где по соседству живут «визитные» герои той или иной киностудии. Боссы Universal, покопавшись в закромах, вспомнили, что их боссы-предшественники подарили зрителям почти всех классических кинозлодеев – от Человека-невидимки и Мумии до Человека-волка. Тогда боссы решились на создание своей Темной Вселенной – с помощью ремейков тех самых фильмов начала и середины XX века. Для пущей надежности была собрана просто блестящая съемочная команда во главе с режиссером Алексом Куртцманом. Казалось, они не могли сделать что-то плохо. Для пущей надежности каст возглавил Том Круз. Чтобы уж наверняка. Однако что-то пошло не так…

 

Все новое — хорошо забытое старое?

Кадр из фильма «Мумия»

Начать Universal решили с ремейка фильма «Мумия» 1932 года (на который уже был снят ремейк в 1999 году – всем полюбившаяся «та самая» «Мумия» режиссера Стивена Соммерса с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс). Создатели утверждали, что целью было «всколыхнуть и вернуть зрителям атмосферу хорроров начала XX века», интригующих и пугающих, при этом переосмыслив и обыграв по-новому знакомые сюжеты и образы.

Если вы уже в предвкушении заерзали на стульях – придется вас разочаровать: всего этого не будет. Во-первых, слово «хоррор» применительно к этому фильму можно сразу забыть, его там нет. Будут хоть и сумбурные, но приключения, будет очень много экшена – так что порой даже забываешь, что смотришь «Мумию», а не очередную «Миссию». Но чего не будет, так это классического хоррора, от которого мурашки бегут по спины, кровь леденеет, а шуршащая по окну ветка может довести до инфаркта.

В лучшую ли сторону изменен сюжет? Нет. В оригинальном сюжете очень тонко и правдоподобно проработаны все мотивы персонажей, каждый их поступок находит оправдание, поэтому им веришь и сочувствуешь – даже самой Мумии, злу во плоти! Имхотеп вдруг оказывался не вместилищем вселенского порока, а живым человеком со страдающей душой, отчаянно пытающимся вернуть любимую. В новом же фильме сюжет переиначен: вот вам Мумия, которая пытается… захватить? или уничтожить?… Египет? Мир? Неважно, выберите, что вам по душе, потому что вам однозначного ответа все равно никто не даст. В общем, Мумия, которая пытается достичь своих злодейских целей, команда героев, которая не дает ей этого сделать – тут и красавчик/любитель приключений, и его вроде бы лихая подружка, и придурковатый «друг главного героя». Разумеется, один из героев отмечен Мумией и проклят, что подмешивает в спасение мира еще и личный интерес.

Вроде все как в предыдущих фильмах, скажете вы. Отличия все же есть – обусловленные «гендерными» изменениями среди главных действующих лиц. А вот чего точно нет – «изюминки», нерва, искрометного (да и хоть какого-нибудь) юмора, неожиданных поворотов в сюжете, живых и сколько-нибудь правдоподобных персонажей и атмосферы.

 

Том Круз и вечная молодость

Кадр из фильма «Мумия»

Начинает даже немного пугать то, как выглядит, бегает и прыгает из горящих самолетов Том Круз в свои, между прочим, «за 50». Возможно, у капитана Джека Воробья в новых «Пиратах» ничего не получается, потому что Источник вечной юности уже нашел и опустошил Круз?

В интервью актеры признавались, что им было нелегко соответствовать его высокой планке – Круз по-прежнему сам выполняет практически все трюки, и это выглядит потрясающе. Не обошлось, однако, без удручающего «но» — на экране перед нами, скорее, томкрузовский Итан Хант, нежели его новый герой, Ник Мортон.

Любопытно, что в 1999 году Стивен Соммерс, выбирая актера на главную роль в свою «Мумию», долго разрывался между Томом Крузом и Бренданом Фрейзером, однако в итоге, как мы помним, остановился на последнем. И не прогадал – Рик О’Коннелл в исполнении Фрейзера очаровал, кажется, всех зрительниц «от восьми до восьмидесяти» и вызвал восторг у мужской половины аудитории. Он был обаятелен, в меру простоват, уместно пафосен, к тому же умел шутить. Словом, даже Индиана Джонс «с респектом» приподнял бы шляпу, глядя на такого искателя приключений.

Кадр из фильма «Мумия»

Ничего из этого нельзя сказать про Ника Мортона, вора и авантюриста в исполнении Круза. Характер персонажа совершенно невнятен. Эгоист? Благородный? Отчаянный храбрец или трусоватый хитрец? Что ему нужно и зачем? Комические амплуа – явно не конек Круза. В моментах, которые должны быть смешными, он зажат и неестественен настолько, что портит и без того не блестящие «юморки» фильма. Уверенно он себя чувствует только в экшн-сценах: на его лице сразу появляется привычное сосредоточенное выражение, движения становятся уверенными… Вот только все это было совершенно не нужно в (вроде бы) приключенческом хорроре. Как итог – отличный актер, оказавшийся не на своем месте, породил, возможно, самого плоского и невыразительного из всех сыгранных им персонажей.

 

Фон фонит

Кадр из фильма «Мумия»

Но если главный герой показался вам невыразительным, второстепенные разочаруют вас еще больше. В ремейке 1999 года это были просто феерически обаятельная и милая библиотекарь Иви, ее трусоватый и жуликоватый, но безумно смешной брат, бесстрастные и бесстрашные меджаи – стражи пустыни, а также колоритная команда египтологов, разбавленная наемниками. Все вызывали у зрителей бурные переживания, каждый запоминался и заслуживал сочувствия.

На этот раз можете даже не пытаться запоминать имена второстепенных персонажей. Подружка главного героя, археолог Дженни (Аннабель Уоллис), работающая на тайную организацию, невыразительна настолько, что потом вы с трудом сможете вспомнить, «а была ли девочка». Потряхивая золотистыми кудряшками и кокетливым голубым шарфиком, она будет пытаться командовать рослыми солдафонами, для порядка пинать хорошенькой ножкой ожившие трупы и бесцельно бегать за главным героем, потому что… Потому что. Она девушка главного героя. Причин и объяснений не будет, ровно как и обоснования симпатии между Дженни и Ником. Про характер девушки, ее образ и историю сказать больше положительно нечего – она никакая.

Кадр из фильма «Мумия»

Лучший друг Ника, Вэйл (Джейк Джонсон), был единственным, кто хоть немного радовал актерской игрой и умением шутить смешно. Но радовал только первые несколько минут. Персонаж ни о чем и ни для чего – выкинь его из сюжета, и не изменится ни одна минута фильма.

 

Теперь воплощение зла – женщина

Кадр из фильма «Мумия»

Итак, вот оно – зло во плоти, квинтэссенция «темновселенского» ужаса, могущественная и неуязвимая Мумия, вернувшаяся из тысячелетнего кошмара и обуреваемая жаждой мести. Женщина, кстати, весьма эффектная – в экзотической красоте Софии Бутелле не откажешь. Неясно, почему создатели вдруг решили переиграть пол главного злодея – оснований для этого никаких. Как не будет их и ни в одном действии Мумии.

В предыдущих картинах перед нами были люди – живые, обуреваемые страстями и жаждой справедливости и отмщения (проще говоря, яркие злодеи). Здесь – женщина, надувшаяся на отца за то, что престол в итоге достался не ей. Почему бы просто не устроить государственный переворот, как это веками делали все алчущие власти? Зачем было прибегать к помощи потусторонних сил? Все это остается непонятным (да и родителю она, в итоге, отомстила очень даже традиционным способом). Можно ли было это сделать без призыва на землю бога смерти и хаоса Сета? Глядя на Древний Египет с высоты XXI века – вполне. Таким образом, сама завязка истории главного злодея, которая должна проливать свет на его мотивы, стремления и характер, показывает нам глуповатую и злобную женщину, которая явно не слишком обдумывает и анализирует свои поступки.

Кадр из фильма «Мумия»

Нет в ней и размаха, устрашающей мощи и отчаянной озлобленности предшественников. Самое страшное, что она совершила – посыпала Лондон песочком (хотя, может быть, для коренных британцев песок вместо дождя это уже святотатство?) и призвала десяток новообращенных мумий-зомби. Никаких вселенских катаклизмов, ни одной из десяти «казней египетских», ни мало-мальски приличной толпы зомбированных почитателей. Мелко и не впечатляюще действует новая Мумия. Хотела она обещанной ей власти над Египтом? Зачем тогда в Великобританию отправилась? Власти над Великобританией? Почему тогда не над Египтом? Может, над всем миром? Тогда что же такие узколокальные и мелкомасштабные мероприятия проводила? Стремилась все-таки воплотить бога Сета в теле человека и править вместе? А зачем, если прекрасно справилась бы и сама? В общем, одни вопросы и никаких ответов. Возможно, создатели потому и решили сделать новую Мумию женщиной, чтобы сослаться на пресловутую «женскую логику» и не объяснять ее мотивы и поступки?

 

Тамплиеры вместо меджаев

Кадр из фильма «Мумия»

Один из самых обидных пунктов претензий к фильму – тотальное отсутствие атмосферы. Не будет вам ни уплывающих в раскаленные пустынные дали барханов, ни ощущения горячего песка на коже, ни бесконечного неба пустыни. Не ждите и таинственных египетских гробниц (единственная окажется в Иране), поражающих своей роскошью дворцов древних царей, волооких наложниц в тонких расписных одеяниях… Словом, не ждите всего, чего так ждали от Египта – его вообще не будет. Он мелькнет только фоном в видениях главного героя.

Зачем действие перенесли в Англию? При чем здесь тамплиеры и так ли уж было необходимо их вообще приплетать? Почему мы наблюдаем за современными пабами Лондона? Эти вопросы тоже остаются без ответа.

 

А еще там был Рассел Кроу

Кадр из фильма «Мумия»

В общем-то, это все – он там действительно просто был.

Нет, разумеется, он был великолепен, но когда ты Рассел Кроу, тебе просто нельзя быть «не великолепным».

Его персонаж, доктор Генри Джекилл (тот самый, с периодическими захватывающим власть над сознанием монстром внутри), нужен был исключительно для связки сюжета «Мумии» с последующими фильмами. Доктор Джекилл возглавляет организацию «Продиджиум», занимающуюся «богами и монстрами», и они тоже преследуют цель найти и обезвредить Мумию.

Захват сознания мистером Хайдом хоть и отлично отыгран Кроу, но все равно не впечатляет – когда монстр вырывается наружу, мы увидим просто рассерженного Рассела Кроу. Но тут уже не к актеру претензии. Он отлично справляется с ролью этакого интеллигентного британского Ника Фьюри. Очевидно, что герой и организация пришита белыми нитками к сюжету фильма просто ради «темновселенскости» — связи с последующими продолжениями. Можно ли было это сделать тоньше и логичнее? Да. Почему не сделали?

 

Спасибо за спецэффекты

Кадр из фильма «Мумия»

Единственное безоговорочно сильное место в фильме занимают графика и спецэффекты. Визуальная составляющая в фильме однозначно на высоте.

Над костюмами работала Пенни Роуз, ранее принимавшая участие в таких проектах как «Пираты Карибского моря» (первые два фильма), «47 ронинов», «Миссия: Невыполнима», «Принц Персии: Пески времени», «Король Артур» и другие. Художник-постановщик Доминик Уоткинс ранее работал над «Неуловимыми», «Белоснежной и Охотником 2», а также лентами «Превосходство Борна» и «Сокровище нации: Книга тайн».

Непосредственно визуальными эффектами занимался Эрик Нэш и его команда из MPC – и они сработали на славу. Все, что касается визуализации и проработки спецэффектов, не вызывает вопросов и недовольства и хоть как-то отвлекает от откровенных провалов в сюжете и натянутости сценария. Другой вопрос, что специалистам не дали особо развернуться – масштабных сцен и сверхъестественной силы «в действии» в «Мумии» куда меньше, чем хотелось бы. Но то, что есть, сделано качественно.

 

Стоит ли идти в кино?

Кадр из фильма «Мумия»

Возможно, вполне возможно, что этот фильм стоит расценивать как пилотный выпуск сериала, призванный подготовить и заинтриговать зрителя. Может быть, у студии Universal ну очень далеко идущие планы насчет новой Темной Вселенной, и все будет выглядеть совершенно иначе, когда мы увидим еще хотя бы пару фильмов этой линейки (при условии, что они объяснят, что за чертовщина здесь творится с логикой). Но это все просто предположения, подтверждение или опровержение которых мы увидим еще не скоро.

Стоит ли идти в кино на «Мумию»?

Да, если вы хотите просто убить пару часов свободного времени и у вас есть возможность сделать это в IMAX, или если вы страстный фанат Тома Круза, и вам неважно, в каком образе он щеголяет на экране и насколько хорошо этот образ отыгрывает.

Однозначно нет, если вы ценитель адекватного сюжета, правдоподобных интересных персонажей и маломальской логики в повествовании.

 

Текст: Анастасия Бодрова

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ