Что изменилось в «Гоголь. Вий»?

7 апреля 2018, 23:40

Помните в советском фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу Пацюк в исполнении Николая Яковченко, сидя по-турецки, за обе щеки уплетал летающие галушки? Так вот, летающие галушки возвращаются на экраны. Правда, на этот раз есть их будет не Пацюк, а ведьма Ульяна, а следить за этим действом будет не сам Вакула, а его дочь Василинка.

Но обо всем по порядку. Вторая часть, а точнее третья и четвертая серии сериала для кинотеатров «Гоголь. Вий» выходит на больших экранах страны 5 апреля. Сюжет все тот же. Молодой Гоголь в исполнении любимца российских женщин Александра Петрова продолжает расследование таинственных убийств юных девушек из деревни Диканька. Главный злодей, которого в Диканьке незатейливо кличут Дьявол, все такой же не впечатляющий черный всадник с рогами на спине. Гоголь так же меланхоличен в ожидании трагической судьбы. Оксана так же выходит по ночам из воды, Лиза продолжает скромно улыбаться, доктор Бомгарт пить…

Что-то же должно было измениться, скажете вы. Действительно, что-то поменялось. Тут нет вытянувшего весь актерский каст в первом фильме Олега Меньшикова, который вроде и должен скоро появиться, но непонятно, как и когда. После странной смерти героя Меньшикова Якова Гуро в «Гоголь. Начало» вторую часть все ждали с большим интересом. Смогут ли, наконец, проявить себя остальные актеры, если среди них не будет того, кто своей харизмой приковывал к себе все взгляды.  Перестанет ли Александр Петров местами переигрывать, и раскроют ли сценаристы потенциал героя Евгения Стычкина. Справедливости ради стоит отметить, что актеры во второй части, действительно играют лучше. Да и новые герои вписались органично, хоть и ненадолго. Мастер восточных единоборств и философ Хома Брут в исполнении Алексея Верткова хоть и появляется на экране на минут 15, оставляет от игры лишь положительные впечатления.

Безусловный шаг вперед, по сравнению с первой частью, это атмосфера картины. Создатели второго Гоголя настолько хорошо передали атмосферу мрачности, непреодолимого ужаса, что фильм стал выглядеть намного сочнее или вкуснее, если позволите. Наконец-то становится видно, режиссер не пародирует Бертона или Джонстона, он просто вдохновляется ими.

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

У картины «Гоголь. Вий» нет долгого введения, нас с места бросают в карьер. И это не плохо. Потому что именно из-за ощущения излишней затянутости середина первого фильма заставляла местами зевать. В «Гоголь. Вий» вы не будете успевать даже моргать. Динамичный ход событий с первых минут заставит зрителя окунуться в повести Николая Васильевича Гоголя, где хитрый Басаврюк сделает все, чтобы украсть невинную душу, а Вий требует, чтобы ему, наконец, подняли веки. А во время эпизода в церкви вы буквально придете в восторг.

Помимо динамичности фильма хочется отметить его драматичность. По мере того, как разворачивается сюжет и нарастает накал страстей, герои окончательно запутываются и начинают подозревать друг друга. И мы чудесным образом начинаем сопереживать героям, выбираем любимчика и хотим, чтобы именно он оказался тем самым спасителем юных дев.

Нравятся зрителям герои еще и потому, что во второй части сценаристы уделяют истории каждого больше времени. В связи с этим исчезают резкие скачки, истории органично переплетаются, дополняя друг друга. Гоголь все-таки узнает тайну своего рождения, Бомгарт объясняет пристрастие к выпивке и страх перед оперированием живых людей, Бинх в отсутствии Меньшикова берет бразды правления в свои руки, отвечая при этом за юмор картины, а Оксана в исполнении Юлии Франц все больше проникает в сердца зрителей. Не раскрыты лишь образы четы Данишевских. За четыре серии они не стали более понятными и близкими зрителю, оставшись лишь невинной овечкой и таинственным волком.

В целом, после просмотра фильма остается только несколько вопросов: где Меньшиков, что скрывается за Дьяволом с рогами на спине и почему авторы картины назвали фильм «Гоголь. Вий», когда самому Вию вместе с Хомой Брутом было уделено от силы минут 15 экранного времени? Чтобы мотивировать людей идти в кинотеатры на звучное и страшно знакомое название, как животные бегут на звук дудочки пастуха. Это кажется не совсем серьезным. С таким же успехом можно было назвать вторую часть «Вечер накануне Ивана Купала», ведь третья серия полностью основана на этой повести писателя. Тут тоже есть хитрый Басаврюк, бедный хлопец, влюбленный в богатую наследницу, отец девушки, отказывающийся принять такого зятя. Изменился лишь конец истории, название цветка (в повести это был цветов папоротника) и пол ребенка-жертвы.

К слову, на появление Меньшикова нам все же намекнули фразой «Скучали по мне?», которая очень понравится фанатам британской версии Шерлока. Может, именно великий Яков Гуро прояснит нам страсть Дьявола к убийствам молодых девушек в последнем фильме под названием «Гоголь. Страшная месть», ведь когда, как не в заключительной части киноверсии фильма нам должны выложить на стол все карты.

Текст: Полина Михайлова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ