Чем выше заберешься – тем больнее падать: чего ждать от «Высотки» Бена Уитли

14 апреля 2016, 17:51

Урбанистический триллер с элементами антиутопии по роману Джеймса Балларда.

Невропатолог Роберт Лэнг (Том Хиддлстон) вселяется в элитную многоэтажку, оснащенную всем необходимым для жизни: супермаркетом, бассейном и тренажерным залом. Помимо различных удобств, в доме соблюдается жесткая иерархия, в которой каждый жилец дома занимает этаж в соответствии со своим социальным статусом. Самый верхний этаж занимает архитектор с говорящей фамилией Ройал (Royal, в переводе с англ.яз. «королевский» ), под ним живет аристократия, далее этажи занимают представители среднего класса, ну а в самом низу ютятся многодетные семьи. Тщательно продуманное общество, в котором каждому отведено свое место, начинает междоусобную войну, как только в здании начинаются перебои с электричеством. Социальную пропасть подчеркивает инфантильность жены Ройала, которая мнит себя Марией-Антуанеттой и катается по пентахусу на белой лошадке, в то время как людям внизу нечем платить за квартиры.

Кадр из фильма "Высотка"

Кадр из фильма «Высотка»

В основу сюжета фильма лёг одноименный роман 1975 года писателя Джеймса Балларда. Книга служит очередным напоминанием о том, что урбанистическая красота и совершенность технологий будущего не изгонит из человека разрушающего начала. Вообще тема психической слабости индивида в городе является одной из излюбленных тем Балларда, которой посвящена целая трилогия («Автокатастрофа», «Бетонный остров», «Высотка»). Смысл сюжета можно раскрывать шире: можно искать исторические параллели и сравнивать происходящее безумие с 90-ми годами, видеть нечто глубокое в записи речи Тэтчер в конце фильма и т.д. Суть неизбежно сведётся к одному простому выводу – грабежи и насилия начинаются тогда, когда человек чувствует абсолютную вседозволенность. То, что это неоднократно повторялось в мировой истории, – далеко не откровение, а закономерность.

Кадр из фильма "Высотка"

Кадр из фильма «Высотка»

На экране стремительная деградация общества показана красочно и сумбурно: вот люди веселятся на общей вечеринке, вот они идут на работу, а вот они начинают друг друга убивать за баночку консервов. И если нижние классы «развлекаются» драками и грабежом, то праздная аристократия предается омерзительным оргиям. Впрочем, градус жестокости фильма не слишком высок – зрителю показывают  только начало и результат, разбавляя всё безумными танцами участников.

Кадр из фильма "Высотка"

Кадр из фильма «Высотка»

Особо хочется отметить атмосферный саундтрек картины. И не только из-за Клинта Мэнселла, который писал музыку для таких фильмов, как «Реквием по мечте», «Черный лебедь» и «Грязь», но из-за кавера Portishead на песню “S.O.S.” ABBA. К слову, это первая за шесть лет запись группы.

Кадр из фильма "Высотка"

Кадр из фильма «Высотка»

Любопытно, что персонажи фильма крайне однородны, и среди них невозможно выделить кого-то одного. Главный герой Лэнг, обходительный и вежливый, не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций. Он не рефлексирует о человеческой природе и не осуждает участников волнений. В фильме в принципе нет таких персонажей – все являются участниками безумного и кровожадного карнавала. Мать-одиночка Шарлотта Мелвилл (Сиенна Миллер) вообще ни в ком, кроме себя, не заинтересована. Режиссер-документалист Ричард Уайлдер (Люк Эванс), хоть и поступает жестоко, не вызывает особого возмущения. Высотка, в которой жители мучают друг друга в бессмысленной борьбе, – это стеклянный колпак, под которым беспорядочно бегают пожирающие друг друга насекомые. Зритель на это смотрит безжалостно, не отдавая никому предпочтения.

Кадр из фильма "Высотка"

Кадр из фильма «Высотка»

Небоскреб выглядит безупречно, как и вся атрибутика 70-х: огромные машины, расклешенные брюки. Визуально картина доставляет истинное удовольствие, поэтому эстетам  и поклонникам эпохи фильм должен понравиться. Фильм также запоминается операторской работой: чего стоит замедленная съемка падающего с высоты тела или калейдоскопного изображения.

Кадр из фильма "Высотка"

Кадр из фильма «Высотка»

Воздержаться же от просмотра имеет смысл в том случае, если вы не хотите лишний раз возмущаться человеческой природе и беспринципности, а также не любите хаоса и сумбура в повествовании. В остальном этот фильм рекомендован тем, кто видит в урбанизме скрытую опасность*, а также тем, кто любит «Повелителя мух» У. Голдинга, — атмосфера абсолютно та же.

*прямо как автор, который пишет данную рецензию на умирающем без подзарядки ноутбуке, потому что именно сегодня во всем доме отключили электричество.

Звезды

Текст: Татьяна Швалёва

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ