Человек против себя и всех в фильмах Милоша Формана

18 февраля 2016, 19:33

Сегодня чешскому и американскому режиссёру, а также сценаристу Милошу Форману исполняется 84 года.

Двукратный лауреат премии «Оскар», в том числе как лучший режиссёр, он создал настоящие шедевры кинематографа. Герои его фильмов – персонажи с необычными чертами, характерами и эмоциями, а главное – внутренним противоречием, которое и делает их по-настоящему уникальными. Как же Форману удаётся создавать неповторимые кинотипажи, которые завоёвывают одну награду за другой?

«Пролетая над гнездом кукушки»

Кадр из фильма "Пролетая над гнездом кукушки"

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»

Многие связывают имя Милоша Формана именно с этим фильмом. Картине удалось завоевать «Оскар» во всех пяти номинациях, а затем ту же «большую пятерку» и в «Золотом глобусе». «Пролетая над гнездом кукушки» — экранизация одноимённого культового романа Кена Кизи, история совершенно здорового человека в психиатрической больнице. Преступника Рэндла Патрика Макмёрфи, которого сыграл легендарный американский актёр Джек Николсон, переводят из тюрьмы в психиатрическую клинику для экспертизы. Однако Макмёрфи не стремится доказать, что он здоров, наоборот – всячески проявляет признаки сумасшествия. В этой истории не всё так просто: герой, в итоге, запутывается в себе, привыкает к новым «друзьям» и уже не знает, где он чувствует себе свободней — на воле или в стенах лечебницы. Он ощущает себя абсолютно безнаказанным, не боится делать то, что хочет, и, более того, пытается показать настоящую жизнь соседям по палате, людям с различными психическими расстройствами, полжизни проведших в больнице.

Форману удалось показать все стороны души преступника, который, по мнению окружающих, не достоин будущего. Этот фильм рассказывает не только о внутреннем конфликте человека, но и столкновении человека с обществом. В борьбе за свободу герой в итоге полностью лишается её, так как теряет самого себя, а окружающие больше не могут терпеть его. В герое борются жестокость и человеколюбие, эгоизм и альтруизм, пошлость и мудрость, ярость и милосердие. Макмёрфи набрасывается на медсестру и охранников, за что оказывается на операционном столе. Теперь он «овощ», потому что врачи провели лоботомию – операцию, которая делает человека безвольным, возвращает его на уровень развития ребёнка. Что же что это – история о сумасшедшем человеке в здоровом обществе или о здоровом человеке в сумасшедшем обществе?

Неслучайно фильм получил столько наград. Во время просмотра зритель тоже начинает путаться, не понимая, кем являются герои фильма – просто актёрами или же настоящими обитателями психиатрической клиники. Любопытно и то, что «Пролетая над гнездом кукушки» снимался в настоящей лечебнице, а актёры даже ночевали в палатах, чтобы понять, что испытывают их персонажи. Даже сам Милош Форман начал волноваться за их психическое здоровье.

«Амадей»: смех истинного художника или настоящего сумасшедшего?

Кадр из фильма "Амадей"

Кадр из фильма «Амадей»

«Амадей» — один из лучших фильмов о жизни Моцарта, композитора, судьба которого до сих пор окутана тайнами. Такое название картина получила благодаря полному имени  композитора — Вольфганг Амадей Моцарт, где «Амадей» переводится с латинского как «возлюбленный Бога». В основе сюжета заложена не реальная судьба композитора, а трагическая история Пушкина об Антонио Сальери, способном, но не настолько гениальном композиторе, как Моцарт. Фильм получил признание критиков: 8 премий «Оскар», ещё 32 награды и 13 номинаций. Сальери предстает перед зрителем человеком, преданным Богу, он даже отдает ему своё целомудрие. Однако к финалу фильма композитор понимает, что Бог несправедлив – он наделяет творческим даром недостойных. Не случайно Сальери рассказывает о своей жизни священнику, а в конце фильма зритель понимает, что Сальери – пациент психиатрической больницы. «Амадей» — фильм о конфликте человека и Бога, борьбе между разумом и талантом. Одарённый Моцарт, который уже с четырех лет пишет музыку и придумывает её за доли секунды, противопоставлен целеустремлённому Сальери, который всю жизнь проводит в попытках достичь успеха и обрести вдохновение. До чего может довести человека сочетание зависти, желания и фанатизма? В фильме нет положительных и отрицательных героев. Зритель не осуждает Сальери за его попытки убить Моцарта, скорее, испытывает к нему сочувствие. Однако он не и жалеет Моцарта, видя, что тот тратит свою жизнь только на себя, ведёт себя как самовлюбленный эгоист.

Моцарт совершенно не похож на других, он словно живёт в своём мире, выход из которого убивает его. Реальная жизнь мешает его фантазиям. Его музыка создана для Бога, а не для обычных людей, они не понимают, что она идеальна. Как и у всех героев Формана, у Моцарта есть уникальная черта — его смех. Впервые услышав его, зритель невольно испытывает страх. Герой заливается жутким и звонким смехом в самые неожиданные моменты, пугая окружающих. В финале фильма, в момент, когда Сальери увозят от священника, он звучит снова, смех будто на протяжении всей жизни преследует Антонио. В этом смехе и таится конфликт и идея картины Формана. «Амадей» идёт три часа, но сократить его невозможно, так как каждый момент играет важную художественную роль. Форману удалось воссоздать атмосферу того времени, погрузив зрителя в мир, где богатые балы, опера и по-настоящему божественная музыка стоят рядом с бедностью и пороками. Мы не только слушаем великие произведения Моцарта, но словно видим их – каждая нота приобретает смысл, наполняется чувствами. «Амадей» рассказывает о музыке, той музыке, которая являет собой настоящее искусства и способна свести с ума.

«Вальмон»: игра или испытание?

Кадр из фильма "Вальмон"

Кадр из фильма «Вальмон»

Фильм рассказывает о светском обществе XVIII века. Это не просто сатира на общество того времени, это некая басня, фильм-урок.  Сюжет выглядит настолько сложным и запутанным, что зритель порой недоумевает. Однако в этом есть смысл. Форман показывает, насколько развращенными и лживыми были некоторые представители того время. Для них не играли роль ни уважение к другим, ни милосердие, они полностью были зациклены на себе. Самолюбие приводило их к тому, что они теряли себя.

Это трагедия людей, окончательно запутавшихся в интригах и забывших о чести и достоинстве. Светская львица маркиза де Мертей однажды узнает, что её любовник Жеркур, не сказав ей ни слова, планирует жениться на юной Сесиль де Воланж. Желая отомстить ему, Мертей уговаривает своего близкого знакомого виконта де Вальмона совратить девушку. Тот поначалу отказывается, заявляя, что влюблен в мадам де Турвель, бережно хранящую верность мужу. Маркиза предлагает Вальмону пари: если он добьется своего с мадам де Турвель, то она отдастся ему; если же нет, то виконт должен будет отправиться в монастырь и покаяться.

Заигравшись, Мертей и Вальмон становятся врагами – теперь они хотят лишь отомстить друг другу. Так, глупый спор ломает их жизни, а сатира становится трагической. В «Вальмоне» герои вроде бы типичны для того времени, но всё же необычны. Например, маркиза де Мертей разрывается между чувством долга перед юной Сесиль и ревностью к ней. Она постоянно меняет маски, и в итоге, запутавшись во лжи и в себе, остается в полном одиночестве. В финале, после попыток отомстить своему другу, на его похоронах она плачет, понимая, что доигралась. Её называют мудрой, и с этом нельзя не согласиться, но в то же время, в ней таится столько злобы, пошлости и самолюбия, что зрителю становится не по себе. Жуткий контраст и делает каждое её действие неожиданным, не позволяя понять, чем же закончится история. Противоречий полон и Вальмон (Колин Фёрт), полный мужского самолюбия и пытающийся быть независимым. Влюбляя в себя женщин, он разбивает им сердца. Такое поведение веселит его, пока однажды он не влюбляется сам. Развлечение перестаёт быть развлечением. Стремление к свободе сменяется попытками лишиться её. В то же время Вальмон старается доказать всем, что он настоящий мужчина. Однако, это лишь маска, а сам герой не может сдержать своего страха перед любой опасностью, боится смерти. Спор между двумя героями оборачивается рождением споров в самих героях. Это они выдержать уже не могут и ломаются, окончательно запутавшись в опасной игре.

«Народ против Ларри Флинта»: справедливость или абсолютная свобода?

Кадр из фильма "Народ против Ларри Флинта"

Кадр из фильма «Народ против Ларри Флинта»

В этом фильме Форман рассказывает реальную историю Ларри Флинта, американского издателя, создателя скандального порнографического журнала «Хастлер». Режиссёр уже не обращается в прошлое, а рисует зрителю Америку конца XX века.  Это фильм-биография, показывающая все трудности, с которыми приходится столкнуться человеку, который в одиночку хочет изменить общество и его привычки.

Владелец стриптиз-клуба решает издавать свой журнал, который сначала задумывается как рекламный буклет, но позже становится массовыми изданием. Теперь Ларри Флинт — миллионер, его журнал пользуется бешеным успехом, но у популярности есть и обратная сторона. Флинт подвергается многочисленным нападкам блюстителей морали, которые считают его издание растлителем общества. Слава оборачивается трагедией, Флинт попадает в тюрьму и подвергается нападению, после которого остаётся инвалидом. Но это не мешает ему бороться за своё дело и доказывать, что в свободном американском обществе он имеет право издавать даже скандальный порнографический журнал.

Фильм был бы лишён смысла, если бы не характер Ларри Флинта. Роль Флинта досталась актёру Вуди Харрельсону. Форман снова проявил своё мастерство в портретной зарисовке, сделав Флинта сложной, неоднозначной и глубокой натурой. Внутри него борются любовь и ненависть, скромностью и скандальность, мудрость и помешательство. Флинт живёт только своим журналом, забывает о нормах приличия и думает, что всё можно купить, однако это не так. Его попытки освободить «Хастлер» из-под гнёта блюстителей морали сопровождаются попытками разобраться в себе. Борьба за независимость становится не только внешней, но и внутренней. Важную роль в фильме играет любовная линия. Жену Флинта Алтею сыграла Кортни Лав, которая настолько слилась со своей героиней, что зритель поражается преображению актрисы. Бывшая стриптизёрша становится соиздаталем журнала, помогает мужу бороться. Однако позже она сдаётся, становится наркоманкой, заболевает и в финале умирает. Сдаваться никогда нельзя – вот что понимает Флинт после смерти возлюбленной, и выигрывает крупное судебное разбирательство. Сдаваться никогда нельзя – вот, что хочет донести до зрителя Форман.

«Человек на Луне»: комедия или трагедия?

Кадр из фильма "Человек на Луне"

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Как и «Народ против Ларри Флинта», фильм «Человек на Луне» тоже основан на реальной биографии. Сюжет —  история жизни американского комика Энди Кауфмана, который никогда не считал себя комедиантом. Главную роль получил Джим Керри, актёр-комик, известный по всему миру.

Это история о необычном человеке со странным чувством юмора, но большой мечтой. После многочисленный неудач, Кауфман становится популярным комиком, добивается настоящего успеха, но всё равно не ощущает себя счастливым. Он превращает всю свою жизнь в нескончаемое шоу, уже никто не может отличить правду от вымысла. Одни ему верят, другие его ненавидят, однако Кауфман остаётся самим собой до самого конца. Даже его смерть — это очередной розыгрыш, который Энди умело подготовил. Кстати, возлюбленную Кауфмана играет Кортни Лав, уже знакомая нам по предыдущей картине. Актрису невозможно узнать, она будто перерождается и предстаёт в совершенно ином образе — на этот раз скромной, прилежной девушки.

Личность Кауфмана очень сложна и неоднозначна. Комик не просто выдаёт себя за другого, он вживается в свои роли настолько, что начинает думать, как свои персонажи. Зритель путается, не понимая, что говорит и делает комик, а что – его герои. Такая раздвоенность, с одной стороны, говорит о мастерстве Кауфмана, а с другой – о том, что Энди постоянно разрывается между двумя жизнями и не успевает полноценно прожить хотя бы одну. Кроме того, несмотря на свои успехи в комедии, Кауфман не хочет признавать себя комиком, заявляя, что он хочет только петь и танцевать. Как и в картинах «Народ против Ларри Флинта» и «Амадей», в «Человеке на луне» главный герой словно живёт в своём мире. Шутки Кауфмана кажутся окружающим пустыми и глупыми, но он продолжает верить в их уникальность. Это напоминает нам героя Моцарта, уверенного в том, что его музыка лучшая из всех когда-либо созданных. Итак, «Человек на Луне» — очередной фильм Формана об уникальном человеке, который борется с собой и окружающим, не сдаётся и одерживает победу. Но счастлив ли он после этого? На этот вопрос зритель сам должен найти ответ.

 

Все картины Формана объединены одной проблемой, связаны одной идеей: человек против себя и остальных. Кто-то выигрывает в этой борьбе, а кто-то сдаётся, однако Форман стремится показать это противостояние как эволюцию души, как перерождение человеческой личности. Именно поэтому, неважно, чем окончится борьба, важно, что она уже началась. Все герои Формана противоречивы и сложны, благодаря чему зритель до последней минуты не может предугадать финала. Картины Милоша Формана, как и сама жизнь, таят в себе вопросы, ответ на которые приходит не сразу, а лишь со временем.

 

Текст: Алина Максименко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ