АРТДОКФЕСТ: от Общего к Частному

29 декабря 2014, 16:25

Часть I. Общее

Документальное кино всегда предназначалось для особой, специфической аудитории, массового зрителя оно почему-то не привлекало и даже отпугивало (достаточно вспомнить первую реакцию людей при просмотре «Прибытие поезда на вокзал в Ла Сиота» братьев Люмьер). Это относительно независимый и элитарный вид кинематографа, который в России переживает новый этап развития: качественно растет число режиссеров-документалистов, увеличилось количество площадок и ресурсов для показа/обсуждения документальных лент. «Артдокфест» – одна из таких площадок (наряду с «Флаэртианой» или «Россией»), которую по праву можно считать одной из главных в нашей стране. В этом году фестиваль лишился государственного финансирования из-за конфликта между министром культуры Владимиром Мединским и президентом «Артдокфеста» Виталием Манским (фестиваль всегда отличался оппозиционностью и свободолюбием). Раскол произошел не только в высших кругах, но и в зрительской среде – по сравнению с прошлым годом аншлагов было немного. Может быть, виноват кризис и подорожание билетов (так цена за популярную на фестивале карту «Вездеход» выросла в 10 раз), а может причина в изменении зрительских интересов. Не секрет, что некоторые потенциальные зрители фестиваля, проигнорировали «Артдокфест», посчитав его программу излишне политизированной, хотя на самом деле только пятая часть из всех представленных фильмов так или иначе посвящена политическим событиям. Конечно, в документальном кино есть условные жанры и направления («политическое кино», «деревенская комедия», «докудрама» и др.), но от этого фильмы не перестают быть предметами искусства. В данной рецензии хочется обратить внимание на очень важные кинокартины, имеющие историческую и художественную ценность. Эти документальные ленты можно отнести к двум условным группам: общие и частные. «Частные» фильмы рассказывают истории отдельных людей, а «общие» раскрывают более глобальные социальные явления.

maydan

Если двигаться от общего к частному, то, пожалуй, самой монументальной кинокартиной из представленных на «Артдокфесте» является «Майдан» Сергея Лозницы. Статичная камера как независимый свидетель фиксирует объективную реальность киевских событий прошлой зимы. Передавая картинку на общих и средних планах, режиссер располагает зрителя над текучей действительностью и предоставляет ему возможность самостоятельно делать оценки. Режиссер схватывает нетривиальные образы: «Червона рута» на Майдане, приобретающая иной, непривычный для российского зрителя контекст; проецируемая на здание надпись «EU❤UA», мелькающая как реклама или призыв; черные контуры людей на фоне огня, бегущие под металлические стуки и гарь жженой резины; звуки волынки, создающие необычную атмосферу и по-новому раскрывающие дискурс «Майдана». Фильм можно сравнить с огромным полотном, написанным широкими, но точными мазками. Его можно неспешно рассматривать в течении двух часов, не боясь пропустить какое-либо движение в кадре. Для кого-то подобный способ подачи материала покажется максимально объективным, для кого-то слишком отстраненным, лишенным ярких человеческих эмоций, в этом одновременно сильная и слабая стороны «Майдана». Важно заметить, что этот и многие другие украинские фильмы, представленные на фестивале, шли без российских субтитров (только английские), но, видимо, никто в зале не испытывал дискомфорта.

Кадр из фильма "ЕвроМайдан. Черновой монтаж"

Кадр из фильма «ЕвроМайдан. Черновой монтаж»

Другая картина – «ЕвроМайдан. Черновой монтаж», имеет совершенно иную концепцию: молодые режиссеры собрали фильм из 10 самостоятельных фрагментов специально для фестиваля «DocudaysUA», проходящем в Николаеве в конце марта. Созданная в черновом монтаже, в виде альманаха, кинокартина открыла украинский фестиваль и стала своеобразной рефлексией для зрителей, еще не успевших осознать всех последствий переворота. В отличие от «Майдана» Лозницы эта работа сделана изнутри, зритель здесь оказывается соучастником, проживая реальность наравне с режиссерами и их героями. Вместе с оператором мы забираемся на знаменитую ёлку, которую на наших глазах разбирают на баррикады, а после украшают осиротевший каркас флагами и плакатами. Наблюдаем за разрушением памятника Ленину: мимо камеры пробегает радостная молодежь, разбирающая по кусочкам символ коммунизма, а где то рядом на скамейке плачет пожилой мужчина, не способный сказать ничего кроме фразы «це не по людськи» (одна из самых эмоциональных сцен фильма). Улыбаемся на реплики боевой старушки, пытающейся попасть на заблокированную майдановцами станцию метро, и не обращающей внимания на фразы про возможные боевые действия в данной части города. Попадаем на историческую родину Януковича, и видим заброшенный, давно покинутый и разваливающийся отчий дом (в этом отражается отношение президента к своей стране – у украинцев «дом» как категория имеет очень глубокий и сакральный смысл, в чем-то первобытный). Опять переносимся на Майдан, где по живой цепочке из людей самых различных профессий и социальных классов под песню «Лента за лентою» по рукам плывет брусчатка, которая через мгновение превратиться в баррикаду. Образов очень много, но их объединяет одна идея – самоорганизация общества. Зародившись на Майдане, самоорганизация распространяется по всей стране и становится новой национальной идеей, хотя и подвергается искажению в отдельно взятых регионах. Но это уже другая история.

Кадр из фильма "СРОК"

Кадр из фильма «СРОК»

Создатели известного в России документального проекта «Realnost.com» Алексей Пивоваров, Александр Расторгуев, и Павел Костомаров представили на фестивале три новых фильма (точнее два), снятые по одному принципу. Участники проекта, профессиональные или начинающие режиссеры/журналисты, фиксируют на камеру актуальные события, затем авторы проекта монтируют полученный материал в небольшие сюжеты и выкладывают их на сайт. Наиболее удачные фрагменты создатели проекта смонтировали в два больших фильма: «СРОК» и «РОССИЯ/УКРАИНА», которые были показаны впервые на широком экране благодаря фестивалю «Артдокфест».

Интернет-премьера фильма «СРОК» состоялась еще летом этого года на странице проекта в YouTube, однако через несколько дней фильм неожиданно был заблокирован по непонятным причинам. Несмотря на то, что кинокартина посвящена современным оппозиционным российским деятелям, в ней нет какого-то определенного вектора к какой-либо определенной точке зрения. В ироничной манере авторы передают уличные события 2011-2013 годов: пока в России проходят массовые волнения и зарождается гражданское общество, несогласное с результатами выборов, в другой реальности президент учит летать журавлей, опускается на дно Байкала и в одиночестве едет по пустым дорогам на инаугурацию. Камера Павла Костомарова (одного из лучших российских операторов) проникает в личную зону лидеров оппозиции и фиксирует достаточно интимные моменты: пьянку на дне рождении Алексея Навального, уставшую Ксению Собчак, пытающуюся уснуть в парке на коленях Ильи Яшина, полемичные беседы в кафе с Алексеем Венедиктовым и т.д. Другие видеокамеры, находящиеся в руках молодых режиссеров, разбросаны в толпе и документируют события от лица участников санкционированных/несанкционированных мероприятий. Несмотря на серьезный тон, фильм состоит из забавных, порой абсурдных моментов. Так, в одном эпизоде активисты из движение «Партизанинг» проносят на митинг огромную надувную пилу: сначала их пытаются остановить полицейские, а затем один из митингующих (Александр Белов-Поткин), который задает вопрос одному из активистов (Александру Дельфинову): «А вы от кого вообще будете?», на что тот отвечает: «Я пилот пилы». В перерывах между допросами Ксения Собчак с мамой перебирает цветовой веер в поисках нужного серого оттенка для этажерки, а коалиция «За нравственность» занята изгнанием беса Мадонны путем сжигания плаката с изображением неугодной девы. Однако авторам не удалось включить все эпизоды в финальную версию, так как у них была договоренность с героями в возможности удаления компрометирующих фрагментов. И надо понимать, что создатели проекта не идеализирует протест, на презентации фильма Александр Расторгуев сказал, что происходящее на улицах Москвы «было просто предвыборной компанией 2018 года, санкционированной отчасти теми, кто думает о будущем и стоит у власти». По понятным причинам, фильм вряд ли выйдет на широкие экраны в Москве, но его достаточно легко можно найти в интернете.

Кадр из фильма "Реальность на Майдане"

Кадр из фильма «Реальность на Майдане»

Другой проект авторов фильма «СРОК» организаторы «Артдокфеста» разделили на две части, представив их как две самостоятельных картины: «Реальность на Майдане» и «Киев-Москва». Однако режиссеры-документалисты изначально создавали единую полнометражную работу под названием «РОССИЯ/УКРАИНА». Логика организаторов фестиваля понятна, действительно, две больших фрагмента можно смотреть независимо друг от друга, они являются хорошим примером пути от общего к частному, поэтому в данной рецензии эти фильмы находятся в разных частях статьи.

«Реальность на Майдане» представляет собой пример «общего». Фильм по способу съемки и монтажу напоминает картину «СРОК», отличие лишь в том, что режиссеры снимают свои фрагменты не на Болотной площади, а на Майдане, в другой стране, в более тяжелых условиях. Символично и то, что много молодых документалистов перекочевало из проекта «СРОК». Новая realnost стала жестче, под объективами камер теперь не игрушечная, а настоящая революция: с баррикадами, коктейлями Молотова, слезоточивым газом, пулями, жертвами и героями. В целом фильм похож на «ЕвроМайдан. Черновой монтаж», в нем даже периодически мелькают одни и те же лица, сцены. Отличие в том, что «Реальность на Майдане» захватывает события, разворачивающиеся после окончания демонстраций – аннексию Крыма и гражданскую войну на востоке Украины. В украинской хронике Майдана в кадре практически одни украинцы, в русской – появляются русские («вежливые люди», репортеры НТВ, журналисты и Путин). «ЕвроМайдан» – кино про зарождение мифа (в широком понимании этого слова) о Майдане, «Реальность» – про зарождение войны. На протяжении семидесяти минут мы наблюдаем за трансформацией одной страны. Если в начале «Реальности» мы видим воодушевленных революцией людей, то в конце мы сталкиваемся со страхом смерти в застывших от контузии зрачках. И самое страшное, что «Реальность на Майдане» еще не закончилась, многие из режиссеров до сих пор находятся в зоне боевых действий и героически добывают бесценный материал.

Продолжение в «Часть II. Частное».

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ