Состоялась премьера французского фильма «Анархисты» режиссера Эли Важемана. Это не мейнстримовое кино, где зритель может позволить себе расслабиться, а самая настоящая европейская картина, с непростым сюжетом, напоминающим больше литературный, нежели кинематографический.
Действие разворачивается в Париже, 1899 год. По синопсису можно предположить, что сюжет картины весьма предсказуем и прост: сотруднику полиции Жану Альбертини нужно проникнуть в маленькую группу анархистов и предоставить органам защиты полный отчет об их деятельности для дальнейшего захвата и ареста членов группы. Казалось бы, обычная «шпионская» история, где агент, познакомившись поближе с объектами своего наблюдения, проникается к ним симпатией, а иногда даже меняет взгляды и переходит на их сторону. Но Эли Важеман постарался показать эту историю с другой, более глубокой стороны.
Кадр из фильма «Анархисты»
Итак, главным героем фильма «Анархисты» становится не анархист Жан Альбертини. Почему именно на этом герое режиссер сосредоточил основной акцент? Командир отделения жандармерии, сирота, в связи со сложной экономической ситуацией погряз в нищете и вынужден согласиться стать «крысой», а именно войти в узкий круг молодых ребят, идущих против правительства. Выполняя шаг за шагом, и довольно успешно, свое задание, Жан сталкивается с человеческим фактором. Он начинает понимать, что юноши и девушки, среди которых и безработные, и рабочие с завода, и люди искусства, не просто бунтуют и дебоширят, а проповедуют собственную философию, которая, в каком-то смысле, имеет отношение и к нему самому. До сих пор Жан не нашел себя в этой жизни, он не может с уверенностью сказать, любил ли он когда-то, ведь у него не было ни семьи, ни дома.
Кадр из фильма «Анархисты»
Он становится настоящим другом, практически братом, для анархиста Элизе и параллельно отвечает взаимностью на чувства Жудит, девушки Элизе. Кажется, он действительно влюбляется, испытывая сильное чувство, незнакомое ему до этого.
Фильм снят в серых тонах, что сразу настраивает зрителя на серьезную историю. Начинается картина с того, что Жудит рассказывает о своей жизни, о своей семье. Ее слова записывает другая девушка, Мари-Луиза, называющая себя писательницей. Эти вставки рассказывают зрителю обо всех героях группы, показывая их внутренние переживания. Так, мы понимаем, что подвигло молодых людей стать анархистами и выбрать подобный образ жизни. «Не ненависть, а любовь заставила меня стать анархисткой», — говорит Жудит, задумавшись о своем настоящем. «Кто, если не мы?» — с энтузиазмом рвется в бой парень по прозвищу Бисквит.
Кадр из фильма «Анархисты»
Им особо нечего терять, поэтому они готовы противостоять государственному режиму, ради великой цели — спасения общества. «Вы останетесь в истории», — ободряет героев Мари-Луиза, фотографируя их. Они идут против Закона, ибо он защищает богатых и убивает бедных.
Интересно, что до того, как Жан становится одним из членов группы, она не совершала каких-либо решительных действий. Ограничивалось все голословными выступлениями в закрытом кафе и едкими письмами представителям органов власти. Цель Жана была спровоцировать молодых людей на переход от слов к поступкам, что и позволило полицейским задержать их.
Кадр из фильма «Анархисты»
Сам режиссер, Эли Важеман, говорит о том, что он постарался исследовать эмоциональную составляющую главных героев, а не политический аспект. Именно Жудит, Элизе, Эжен, Бисквит и Мари-Луиза помогают Жану открыть в себе те черты и желания, о которых он даже не подозревал.
Это история о не самых простых временах в Париже и о конкретной личности в частности. Картина не трогает до глубины души, однако смотреть ее, наблюдать за действиями героев интересно. Гладкое, уверенно сделанное кино с французским шармом.
Кадр из фильма «Анархисты»
Главные роли в картине исполнили как известные французские актеры Тахар Рахим («Пророк») и Адель Экзаркопулос («Жизнь Адель»), так и не очень популярные среди российской публики Сванн Арло, Гийом Гуи, Карим Леклу и Сара Лепикар.