12 культовых фильмов, оказавших влияние на Мартина Скорсезе

17 ноября 2017, 17:16

17 ноября свое 75-летие отмечает легендарный Мартин Скорсезе – режиссер таких знаковых лент, как «Таксист», «Бешеный бык», «Отступники» и многих других. В нашей подборке 12 фильмов, которыми вдохновлялся сам Скорсезе в начале своего творческого пути и которые он рекомендует к просмотру всем киноманам.

 

«2001 год: Космическая Одиссея» (1968)

Режиссер Стэнли Кубрик

Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»

«Если вы поймете фильм, значит, мы потерпели неудачу», — заявил сценарист «Космической Одиссеи» Артур Ч. Кларк после премьеры картины. Несмотря на то, что «Одиссея» вышла в то время, когда успехи в освоении космоса были колоссальны, поверить в происходящее на экране было очень сложно.

Герои фильма Кубрика – астронавты Дэйв и Фрэнк, а также их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 – бороздят космос и исследуют таинственные черные «монолиты», которые оказали огромное влияние на ход человеческой эволюции. Под вальс Штрауса плывут по экрану завораживающие иноземные пейзажи, сменяясь стильными интерьерами новейших космических кораблей. Диалогов крайне мало – первый раз герои заговаривают только на 26-й минуте фильма.

«Космическая Одиссея» завораживает. Гипнотизирует. Фильм, на первый взгляд кажущийся только научной фантастикой, оказывается еще и философским. Астронавты ищут не просто «монолиты» и инопланетян, но и Истину.

«Космическая Одиссея» — это не только настоящая эпоха в кинофантастике и шедевр мирового кинематографа. Это немой вопрос: как далеко уже зашел технический прогресс и сколько времени остается нам до самого страшного пророчества Кубрика – победы машины над человеком?

 

«Восемь с половиной» (1963)

Режиссер Федерико Феллини

Кадр из фильма «Восемь с половиной»

«Восемь с половиной» — культовый фильм итальянского мэтра Федерико Феллини, премьера которого состоялась на Московском международном кинофестивале в 1963 году. Загадочное название объясняется очень просто – это порядковый номер в фильмографии Феллини.

Гвидо Анселми, некогда успешный режиссер, переживает тяжелый творческий кризис. Его ничто не вдохновляет, потому что он разочаровался и в любви, и в дружбе, и в самой жизни. Тогда Гвидо пытается найти вдохновение в своих воспоминаниях и видениях. Смешение реальности и фантазий образуют на экране чудесную сюрреалистичную картину, которая увлекает зрителя в неизвестный, пугающе-прекрасный мир чужих снов. А там – черно-белая пленка, обворожительный Марчелло Мастроянни и музыка, без которой невозможно представить себе Феллини: Нино Рота, Вагнер, Чайковский и Хачатурян.

Появившись на экранах,  кинолента завоевала любовь всех ценителей кино, внимание критиков и всевозможные награды. Находясь под сильным впечатлением, многие известные режиссеры сняли фильмы по мотивам произведения Феллини («Американская ночь» Франсуа Трюффо, «Весь этот джаз» Боба Фосса, «Воспоминания о звездной пыли» Вуди Аллена).

 

«Пепел и алмаз» (1958)

Режиссер Анджей Вайда

Кадр из фильма «Пепел и алмаз»

Фильм польского режиссера Анджея Вайды о последних днях Второй мировой войны снят по одноименному роману Ежи Анджеевского, написанному еще в 1946-1948 годах. Название взято из стихотворения польского поэта Циприана Норвида.

Польша на грани гражданского противостояния. Бывший студент Мацек получает задание – устранить высокопоставленного коммуниста. По ошибке он убивает двух простых рабочих и теперь вынужден скрываться в родной стране.

Горький и пронзительный фильм о покалеченных судьбах, о войне, которая не на улицах, а в сердцах людей. Вайда запечатлел в своей картине жестокую современность, тот трагический момент, когда люди побороли общего противника и начали видеть врагов друг в друге.

Многие кинокритики называют «Пепел и алмаз» лучшим фильмом о войне тех лет. К сожалению, польское руководство запретило мировой прокат ленты, и поэтому зрители смогли увидеть ее только спустя 10 лет на Венецианском фестивале. Там картина произвела фурор.

 

«Гражданин Кейн» (1941)

Режиссер Орсон Уэллс

Кадр из фильма «Гражданин Кейн»

Если спрашивать именитых режиссеров об их любимых фильмах, практически каждый из них вспомнит о «Гражданине Кейне».

Сюжет фильма достаточно прост. В своем особняке умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн. Его смерть вызывает бурную реакцию в обществе, толпы журналистов стремятся узнать все о жизни Кейна…

Этот фильм – настоящая находка для всей пишущей братии. Тут и роль масс-медиа в жизни человека, и хитрые репортерские приемы, да и сам главный герой списан с реального человека — небезызвестного Уильяма Херста. Медиамагнат, отец «желтой журналистики» и гроза всех СМИ. Именно Херсту кинокартина обязана низкими кассовыми сборами – он просто запретил писать о ней в своих изданиях, которые на тот момент составляли основную часть печатной продукции в США.

Однако настоящие шедевры, как известно, не забываются. Уже давным-давно нет ни Херста, ни Уэллса, а «Гражданин Кейн» живет и продолжает волновать и впечатлять.

 

«Леопард» (1962)

Режиссер Лукино Висконти

Кадр из фильма «Леопард»

Берн Ланкастер, Ален Делон и Клаудиа Кардинале в фильме Лукино Висконти. Историческая киноэпопея еще одного итальянского мастера завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и навсегда сохранила за собой звание «вершины кинематографа».

Действие разворачивается в 1860 году в Италии. В центре внимания – сицилийский феодал, князь Фабрицио ди Салина. Он признает, что его время – «время леопардов» – уходит, и потому он отказывается от политической борьбы за власть.

Трагические действия разворачиваются на фоне невероятно шикарных интерьеров, которые были воссозданы специально по заказу Висконти. Величественная лента просто завораживает красотой, и если разбираться в исторических перипетиях вам покажется сложным и скучным занятиям, то включите этот фильм ради эстетического наслаждения – его вы получите непременно.

 

«Земляк» (1946)

Режиссер Роберто Росселлини

Кадр из фильма «Земляк»

Именно с этого фильма, по словам Мартина Скорсезе, началось его знакомство с кинематографом. В шесть лет он посмотрел его вместе с бабушкой и дедушкой в кинотеатре. Именно тогда, как вспоминает Скорсезе, он увидел,  как люди реагируют на фильм, что он значит для них, и осознал и почувствовал всю силу кинематографа.

«Земляк» (другое его название «Пайза») снят в стиле неореализма и рассказывает об итальянской кампании Второй мировой войны. Фильм состоит из шести новелл, пять из которых начинаются документальными кадрами. Благодаря использованию в том числе реальных исторических кадров и мастерской собственной съемке Росселини фильм поражает своей правдоподобностью. Мировая трагедия показана так ясно и достоверно, что лента оставляет неизгладимое впечатление.

Фильм Росселлини удостоился множества премий, включая «Оскар» и BAFTA.

 

«Красные башмачки» (1948)

Режиссеры Майкл Пауэлл и Эмерих Прессбургер

Кадр из фильма «Красные башмачки»

Задолго до киноленты с Натали Портман на экраны вышел музыкальный фильм режиссеров Майкла Пауэлла и Эмериха Прессбургера о красивом, но жестоком мире балета.  «Красные башмачки» сняты по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена о паре волшебных туфелек, которые наделяют танцора способностью сказочно танцевать, но не дают остановиться. Также в основу сюжета легла реальная история взаимоотношений знаменитого театрального деятеля Сергея Дягилева и начинающей британской балерины Дианы Гулд.

Фильм о губительной страсти к танцу британской публикой был встречен прохладно. Однако в Америке он имел оглушительный успех: многие кинотеатры Нью-Йорка не снимали фильм с проката около двух лет, критики называли его «подлинным европейским искусством», а богема носила темные очки в подражание главному герою Борису Лермонтову.

В 2008 году под руководством Мартина Скорсезе была произведена тщательная и очень дорогая реставрация фильма. Премьера отреставрированной версии состоялась на Каннском кинофестивале 2009 года.

 

«Река» (1951)

Режиссер Жан Ренуар

Кадр из фильма «Река»

«Река» — первая работа французского режиссера Жана Ренуара в цвете. По воспоминаниям режиссера, он хотел создать кино о настоящей жизни, поэтому  вдохновлялся реальной историей, которую британская писательница Румер Годден описала в автобиографическом романе.

Юная Хэрриэт придумывает красивую сказку о любви прекрасной индианки и молодого солдата. По иронии судьбы, она сама влюбляется в американского солдата Джона, недавно возвратившегося с войны.

Фильм снимался в Бенгалии, поэтому зритель может полностью ощутить неповторимый индийский колорит. Величественная река Ганг, цветастые юбки индианок, роскошные особняки по соседству с убогими хижинами – Ренуар, подобно своему художнику-отцу, рисует перед нами захватывающую картину Индии, с ее контрастами и экзотикой.

«Река», к сожалению, один из самых недооцененных фильмов Жана Ренуара. Европейский зритель практически незнаком с ним, однако, возможно, видел современный фильм Уэса Андерсона «Поезд на Дарджилинг». Эта картина была снята по мотивам «Реки» — после того, как Мартин Скорсезе показал Андерсону фильм Ренуара.

 

«Сальваторе Джулиано» (1961)

Режиссер Франческо Рози

Кадр из фильма «Сальваторе Джулиано»

«Сальваторе Джулиано» — четвертый фильм итальянского производства в топе любимых картин Скорсезе. Итальянское кино занимает отдельное место в золотой коллекции мирового кинематографа. Снятое не по-голливудски, в черно-белой гамме, без пафоса, оно цепляет гораздо больше, чем любой глянцевый американский фильм последних лет.

Франческо Рози взялся за сложную, но чрезвычайно интересную задачу. Режиссер решил экранизировать жизнь и, главное, смерть легендарного итальянского бандита и сепаратиста Сальваторе Джулиано. Красавца, которого сравнивали с Робином Гудом и фотографировали для журналов, предательски убитого в 27 лет. Рассказывая историю убийства Сальваторе, опутанную мифами и легендами, Рози показывает на экране сложные и запутанные отношения горожан, мафии и правительства. И все это на фоне прекрасной Сицилии, которая вдруг поворачивается к зрителям своей темной, кровавой стороной. Сам Мартин Скорсезе говорит о нем:

«Среди множества других фильмов «Сальваторе Джулиано» в каком-то смысле является великим гимном Сицилии – стране моей семьи. И уже только по этой причине я лелею эту ленту».

 

«Искатели» (1956)

Режиссер Джон Форд

Кадр из фильма «Искатели»

Если вы поймаете себя на мысли, что хотите посмотреть настоящий вестерн – с погонями, брутальными мужчинами на лошадях, пистолетами и ковбойскими шляпами, смело включайте «Искателей» Джона Форда. Потому что это не просто вестерн, а лучший вестерн по версии Американского киноинститута и фильм, который вдохновил Мартина Скорсезе на создание его знаменитого «Таксиста».

В центре событий – ветеран Гражданской войны Итан Эдвардс. Он отправляется на поиски своей племянницы, похищенной индейцами-команчами, которые убили всю его семью. Итан Эдвардс (его играет «король вестернов» Джон Уэйн, которому Леди Гага недавно посвятила песню) – типичный американский герой того времени, сильный и самодостаточный, но с расистскими предубеждениями и тягой к насилию.

Мартин Скорсезе признается, что регулярно пересматривает этот фильм один-два раза в год.

 

«Сказки туманной луны после дождя» (1953)

Режиссер Кэндзи Мидзогути

Кадр из фильма «Сказки туманной луны после дождя»

Фильм японского режиссера Кэндзи Мидзогути, признанный одним из высших достижений японского и мирового киноискусства, является важнейшей картиной в «золотом списке» Мартина Скорсезе и любимым фильмом Андрея Тарковского.

Главные герои – два бедных крестьянина, живущие в тяжелые смутные времена гражданской войны. Один из них мечтает стать самураем и завоевать воинскую славу,  а другой, чья торговля горшками внезапно пошла в гору, хочет большой и быстрой наживы. Поглощенные своим тщеславием, мужчины забывают о личной ответственности и всех моральных принципах.

Главные особенности съемки Мидзогути – отказ от монтажа и длинные горизонтальные «планы-свитки», когда одна сцена плавно переходит в другую. За счет этого стирается не только граница между зрителями и действующими лицами, но и между реальностью и вымыслом, и перед нами разворачивается прекрасное, честное кинополотно.

 

«Головокружение» (1958)

Режиссер Альфред Хичкок

Кадр из фильма «Головокружение»

«Головокружение» — единственный фильм, которому удалось сместить «Гражданина Кейна» с первого места в списке величайших фильмов по версии киножурнала Sight & Sound в 2012 году. Непревзойденный шедевр мастера триллера Альфреда Хичкока вызывает головокружение даже спустя 60 лет.

Детектив в отставке Скотти Фергюсон, одинокий и панически боящийся высоты, по просьбе друга следит за его женой, одержимой идеей самоубийства. Обычное задание становится для сыщика роковым…

Фильм был официально принят критиками и зрителями только в 1995 году: до этого его просто не признавали, называли затянутым, скучным, да и просто проигрышным на фоне других работ Хичкока «Психо» и «К северу через северо-запад».  Новое поколение сразу провозгласило «Головокружение» шедевром и включило в Национальный реестр наиболее значимых фильмов. Творение Хичкока до сих пор вызывает споры, у фильма нет однозначной трактовки. Почему такой финал? Что хотел сказать режиссер? Эти вопросы — еще одна причина, чтобы посмотреть «Головокружение».

 

Текст: Мария Ушакова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ